Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).

Епископ Митрофан (Баданин) ного мужа со столь непростой судьбой. На этого разбойника, ставшего свет­ лым подвижником лопарских пустыней, и на ту громадную потребность в нем для набирающей силу державы Российской, с Божией помощью, ут­ верждающей свою государственность в тех «полночных», суровых землях. И вот, «после трех лет прииде Преподобный в волостку Колу. И там , Бо- жиим строением обрете иероинока Илию». Это был знаменитый миссионер и книжник, автор многих служб и канонов, настоятель владычного домового храма Рождества Христова в Новгороде иеромонах Илия (Тучков). Отец Илия, прибывший в Колу от владыки Макария в конце 1532 года, конечно же, имел все полномочия и обладал всей информацией и о Коле, и о Печенге. Добравшийся в самую темень и непогоду, этот иеромонах вместе с диаконом Феодоритом и «детьми боярскими» в ноябре-декабре 1532 года совершили великое дело. «Лета 1531 года била челом великому князю Диколопская зем­ ля, с мурман, сказывают, крестилось их 60 человек в Православную Христо­ ву веру. И Князь Великий прислал в Новгород к архиепископу Макарию, что б архиепископ послал в их землю своего собора священника и дьякона, да у них бы они, приехав служили сорок обедней, да крестили бы их, которые похотят. А не хотящих не нудить. И архиепископ Макарий, по государеву слову послал с ними в их землю своего собора попа с дьяконом крестити их и уставити у них церковный чин у церквей, а дьяки великого князя Яков Ва­ сильев сын Шишкин, да Дмитрий Васильев сын Великой, по государеву сло­ ву, послали с ними из государевой казны колокол в пол трети пуда без двад­ цати гривенок и книги церковные, и иконы, и кресты, и ризы служебные, весь чин церковный, и ругу церковную уставили из Великого Князя казны» Этих неизменных спутников, иероинока Илию и иеродиакона Феодори- та, «боголюбивый архиепископ Макарий» направил « о т соборныя церкви святей Софии кумирскую прелесть искоренить и просветить Божествен­ ным учением»2 «полнощные» земли на самом Севере Европы. Летопись неизменно подчеркивает важную последовательность: сначала битье челом лоплян к великому князю о принятии православной веры, затем повеление государя новгородскому архиерею, и уже после того отправка свя­ щенников для установления «чина церковного», дабы они «ехавши церкви 1 РГБ. Собр. Большакова Т. Ф. № 333. Л. 122 об., 123. Надо иметь в виду, что год на Руси начинался с первого сентября и описанное в летописи «установление церковного чина» состоялось уже в насту­ пившем 1532 году. 2 Насонов А. Псковские летописи / / Прибавления. Летописный отрывок из архивского 3-го спи­ ска. Вып. 1. М.-Л., 1941. С. 141-142. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz