Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца Время для своего хождения в Новгород Митрофан выбрал не случайно. Прошло уже 17 лет с момента начала покаянного пути Трифона в лопарских пустынях. Книжник Феодорит в те долгие зимние вечера, когда «пребывали они вкупе», подробно просветил Митрофана в канонических правилах Рус ской Православной Церкви. В соответствии с апостольскими правилами и правилами Василия Великого, «волею убивший и потом покаявшийся двадцать лет да будет без причастия Святых Т аин »1. Так что совершенные Митрофаном грехи убийства требовали полной 20-летней покаянной епи- тимии. Отлучение от Причастия - епитимия, которой отшельник сам, по внушению Божьему, невольно подверг себя, длилась уже 17 лет. Встреча с новгородским архиереем состоялась, но, тем не менее, в этом 1530 году столь необходимый Митрофану монашеский постриг владыка Макарий не совершил. Что поделаешь, «много крови пролил на границе» атаман Митрофан, и срок отлучения от Причастия сокращен ему не был. Надо было ждать до 1533 года. Что же касается благословенной грамоты на строительство церкви, то ее Митрофан получил и даже нанял строителей, «приведе с собой церковных сдателей» - рубить на Печенге храм, «н а ч а т строити церковь во имя Свя тым иЖивоначалъныя Троицы». Троицкая церковь Троицкую церковь в Печенге построили быстро, за сезон. Новгород ские строители торопились: предстояла еще большая работа - рубка двух церквей в Коле: «Благовещения Святой Богородицы, да Чудотворца Николы... » 2. Готовая церковь на Печенге « некиим Божиим смотрением пребысть три л е т а » неосвященной. Причина, думается, ясна: еще три года было назначе но Митрофану нести церковную епитимию, дабы исполнилась полная мера двадцатилетнего врачевания духовного. Митрофан знает: архиепископ Новгородский, несомненно, не забыл ни о нем, ни о его лопарях, ни о церкви. Владыка Макарий явился именно тем человеком, который, обладая государственным мышлением, в полной мере почувствовал великий Промысл Божий, возложенный на этого удивитель ' Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима. Троице-Сергиева Лавра. 1996. С. 484. 2 Софийская летопись. Полное собрание русских летописей. Т. 6. СПб., 1863. С. 289. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz