Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).

Епископ Митрофан (Баданин) парей за это и сделал так, что между лопарями теперь много плешивых (Масельга, Нотозеро, Сонгелы )»1. Преподобный неоднократно подвергался смертельной угрозе, «н о Бог хранил его. Когда он приходил к ним (лопарям), они отводили его на ночлег к медвежьей берлоге, подмешивали сору и всякого зелья в еду и питье, кото­ рое он употреблял, и всячески мучили е г о » 2. И, конечно же, более всего применяли излюбленный прием бесовский - всяческие чародейские устра­ шения: «яко львы, на благовестника Христова рыкаху и яко медведи ревуще и различно страш аще». Надо думать, искусство так называемой «боевой магии»3 - «чарований бесовских» - было использовано лопарскими ной- дами (колдунами) в полную силу. Преподобный Трифон, вдохновенно и смело возвещавший весть о спа­ сении на берегах Студеного моря, не был оставлен Божественным попече­ нием и сподобился многих чудесных дарований. «Господь Бог многократно о т рук, желающих крови и смерти Преподобного чудесным образом спасал, своим Божиим мановением наставляя сокрыватися в горах и в расселинах ка­ менных... Иногда Святой проходил сквозь них, злобою ослепленных, и не видим им был». Когда же проповедовал « о дьявольском их пленении и об омрачении их обличал, призывая к Царствию Божьему, к Единому Царствующему над всем», то многие из народа «и з у с т его яко светлость огня видевшие исходя­ щую, дивилися и налицо его святое, как у ангела зряще, начинали сердца своего жестокие образы умягчать и семя Слова Божия в него принимать». Самым невероятным, изумлявшим лопарей фактом были те терпение и любовь, с которыми переносил этот могучий богатырь все побои и издева­ тельства, что творили ему низкорослые и тщедушные лопари. Никогда ни с чем подобным они раньше не сталкивались. Им, жившем в постоянном страхе и в угнетении, привыкшим к жестокой несправедливости со стороны многочисленных пришельцев, было непонятно, почему так ведет себя этот одинокий отшельник. И все более притягательным становилось для них это невиданное новое учение милосердия и добра, что сумел заронить в их серд­ ца этот странный человек. «Своими молитвами, яко диких зверей, укротил ecu и на пажить живоносную наставив, ко Христовой вере, яко овчат, привел еси». ' Харузин. Русские лопари. С. 210. 2 Филиппов. Русские в Лапландии. С. 263. ’ Возможности использования против неприятеля колдовских приемов («боевой магии») лап­ ландцев в XVII веке всесторонне изучались учеными Шведского Королевства. См.: Schejfer, Iohanne. The History of Lapland. Gerhard, 1674. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz