Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).

Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца Брань духовная Тяжек и опасен был труд проповедника Слова Божьего на земле Север­ ной, коренное население которой пребывает во мраке тяжкого язычества, повседневно и буднично общаясь с силами тьмы, с «духами злобы поднебес­ ной» (Еф. 6,12). В европейских странах к тому времени сложилось устойчи­ вое представление о Лапландии не иначе как о стране ужасов и злого чаро­ действа. Даже такие неустрашимые воины, как викинги, называли лопарей «языческими чудовищами»1. Но преподобный смело выходит на эту духов­ ную брань: «Всею душею потщался ecu искоренить эллинские бесовская му­ дрования и о т зверского устремления свободити люди, тяжкия и суровыя». Итак, Митрофан приступил к лопарям Печенгского погоста с пропове­ дью Слова Божьего. «Начал любезно сказывать о слепоте их и о диавольском омрачении». Вот тут-то он в полной мере и уяснил суть апостольского пред­ упреждения о необходимости пребывать «во вся оружия Божия, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, у с т о я т ь » (Еф. 6, 13), ибо «наша брань не против крови иплоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). А также с благодарностью вспомнил науку умной молитвы, что преподал ему Феодорит, науку « храбрых воинов Христовых, яже воюют про­ тив начал властей темных, миродержцев века сего». Лопари, живущие в постоянном, будничном общении с духами нечи­ стыми, прибегая к их помощи во всех житейских бедах и нуждах, находи­ лись в полной их власти и с неизменной готовностью творили волю бесов­ скую, исполняя любое повеление этих «духов злобы поднебесной». Житие хорошо передает, что началось с лопарями, как только в этих мрачных, кол­ довских местах раздалось евангельское Благовестив: «разъярялись яко зве­ ри, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о зем­ лю метая, и толкая и избивая и вопяще на него, ч то если о т пределов их не изыдет и попробует еще к ним подойти, т о примет горькую муку и саму смерть примет». Об этом периоде проповеди Трифона сами лопари еще в начале XX века вспоминали: «Народ лопарский не хотел принимать святое крещение и де­ лал разные неприятности святому Трифону. Раз собрались большой толпой к нему, и когда преподобный Трифон вышел, они схватили его за волосы и долгое время волокли его, вследствие чего он оплешивел. Бог наказал ло­ 1 Фон ФирксИ. Суда викингов. Д., 1982. С. 5. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz