Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Епископ Митрофан (Баданин) Но и сами биармийцы слыли известными колдунами. «Жители Биар мии, - пишет Олаф Магнус, - искусны в чаровании людей. Взглядом, слова ми или какими-нибудь другими действиями они умеют так связывать людей, что те лишаются здравого рассудка, теряют свободу воли и часто совершают непонятные поступки». Саксон Грамматик приводит такой пример вол шебства биармцев в описании одной битвы: «Тогда биармцы сменили силу оружия на искусство своего волшебства, дикими песнями наполнили они свод небесный, и мигом на ясном до тех пор солнечном небе собрались тучи и полил сильнейший ливень». Можно представить, насколько тяжек был труд проповедника Слова Бо жьего на земле, коренное население которой пребывало во мраке тяжкого язычества, повседневно и буднично общаясь с силами тьмы, с «духами зло бы поднебесными». Принципиальное отличие этого народа от иных малых языческих народов Севера, Сибири или Дальнего Востока состояло в том, что здесь не существовало института родового жречества. Каждый лопарь рождался для того, чтобы стать колдуном, и он не состоялся как лопарь, если не стал «нойдом » (лопарским колдуном). Можно сказать, что лопарь - кол дун по определению, независимо от возраста и пола, что тоже свидетель ствует об уникальности лопарских магических традиций. Подчас, даже, наи более умелыми («знающими») нойдами были лопарские женщины. «Н а Севере везде боятся лапландских женщин, как ведьм, в распоряжении кото рых состоит сам злой дух, обязанный повиноваться их вол е »1. При этом « в могуществе волхвований они обладают далеко не равными силами. Демоны составляют часть наследства рода, и часто одна семья кичится перед другой тем, что имеет более могущественных» (писатель Иоган Торней, XVII в.). Лопарей-нойдов для демонстрации колдовских приемов привозили и к царю Василию III, и к Иоанну Грозному. Шведский король Магнус направ лял в Русскую Лапландию своих эмиссаров, дабы изучить «возможности применения лопарского искусства боевой магии» в предстоящей войне с русскими. Житие Трифона довольно образно описывает духовно-нравственное устроение жителей Лапландии, «народа лопарского». «Живущие в нечестии и в самом поганском идолобесии, яко звери дикие, почитающие бесов, кланяю щиеся делурук человеческих и боготворящие гадов и ночных нетопырей (лету чих мышей. - Е. М .) и иных ползающих животных, и едящие все нечистое и скверное». 1 Аиксон В. Швейцарцы. Приложение в 6-и главах / Свободная Россия. СПб., 1872. С. 355. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz