Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца Так непростая и бурная история древнего монастыря на Печенге нача лась и закончилась Троицкой часовенкой у лопарского погоста. «Духи злобы поднебесные» Устойчивость преданий о Северных, «полнощных» землях как о древ ней вотчине князя тьмы, где под мрачными скалами «пылает огонь неугаси мый», подкреплялась сообщениями путешественников, современников Трифона: «Видели в этих странах высочайшие горы, подобные Этне, посто янно извергающие пламя, и что в самой Норвегии многие горы разруши лись от постоянного горения. Некоторые... утверждают, что там находится чистилищный о гон ь »1. О том, каков был населяющий эти земли «народ лопарский», красноре чиво высказываются современники Трифона: «Н и один народ на земле не занимается столько волшебством и чародейством, как лопари»2. Не имея иных средств к защите своих семей, саамы (лопари), этот не большой кочевой народ, в полной мере освоили возможности сотрудниче ства с «духами нечистыми», призывая их в помощь и используя для этого целый арсенал магических приемов. «Знание этого искусства для них со вершенно необходимо, - свидетельствует историк Петр Клауд, - так как иначе они терпели бы неисчислимые бедствия и от пришельцев, и от своих же земляков». Говоря о «земляках», автор в первую очередь имеет в виду биармийцев, или приполярную чудь. Устойчивые воспоминания об этом народе «чуди» сохранились в многочисленных местных преданиях и сказаниях аборигенов северного края и «концентрируются они на территории Северной Норве гии и российского Кольского полуострова»3. Эти воспоминания носят су губо отрицательный оттенок. «Предания о чуди Северной Норвегии могут быть сведены к выражению “они источали зло”» 4. Лопари запомнили их как жестоких угнетателей, и приводят многочисленные случаи кровавых разо рений лопарских поселений, а также историй отмщения, когда отряды чуди гибли от колдовского искусства лопарей. 1 Середонин С. М. Сочинения Джильса Флетчера как исторический источник. СПб., 1891. С. 138. 2 Середонин С. М. С. 140. 3 Дранникова Н.В., Ларсен Р. Репрезентация чуди в норвежском и русском фольклоре / / Живая старина. 2006. №2. С. 21. 4 Larsen A.S., Larsen R. Hodelose menn og ihjelfrosne haikere: levende sagntradisjon fra Nord-Norge. Tromso, Eureka forlag. 2002. P. 30. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz