Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Епископ Митрофан (Баданин) На Печенгу Причина расставания двух подвижников, скорее всего, была чисто прак тической. Учитель Феодорит почувствовал, что Митрофан достаточно укре пился духом и вполне готов к самостоятельной евангельской проповеди сре ди язычников. Однако нельзя исключить и фактор весьма «сложного» ха рактера старца Митрофана. Так или иначе, в 1524 году Митрофан возвращается в места своих пока янных первоначальных скитаний - в район реки Печенги. Он идет к своим давним знакомым, к лопарям из обнаруженного им ранее поселения в устье реки Маны (Намайоки). Возвращение Митрофана на «приморие великого океана, в часть норвеж ской земли», теперь имело осознанную цель: просветить светом веры Хри стовой любезных ему печенгских лопарей. «Тогда задумал он построить не большую часовенку. Сам рубил для нее бревна в печенгском лесу и носил их на своих плечах. В этой часовне поставил иконы, им же самим написанные» Часовенку эту Митрофан поставил у лопарского погоста «Печенска зимня»2. В наше время здесь находится поселок Корзуново. Место это так и осталось для него самым дорогим и памятным. Позже, в 1530 году, когда Митрофан приступил к созданию «монастыря первона чального», он поставил Свято-Троицкую монастырскую церковь несколько ниже по течению, там, где в Печенгу впадает река Мана и где место более уединенное3. Это и понятно: надо было отделить лопарей-монахов от их ро дового лопарского поселения. В наше время именно здесь восстановлена обитель и возрождена монашеская жизнь. Позже, когда основной монастырь к 1550-м годам переместится в устье Печенги, эта церковь окажется не более чем приходской для зимнего Пе- ченгского лопарского погоста. В истории же это место будет называться как «место первоначальное Печенгского монастыря». Описывая все то, что осталось здесь через 90 лет, царский писарь Алай Михалков в 1610 году за пишет: «После немецких людей приходу... здесь место церковное Живона- чальныя Троицы, да тут же лежит начальник Печенгского монастыря строи тель Трифон, а над ним сделана часовня»4. 1 Печенгский монастырь, ныне исчезнувший с лица земли. С. 4. 2 Огородников Е. Мурманский и Терский берега по книге Большого Чертежа. СПб., 1869. С. 53. ' «н а усть реки Маны монастырь Печенгской первоначальный, а в нем церковь деревянная ж Тро ицы Живоначальные... » . Харузин. Русские лопари. С. 432. 4 Там же. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz