Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).

Епископ Митрофан (Баданин) Учитель Феодорит Встреча Митрофана со святым подвижником, книжником, богословом и духоносным старцем Феодоритом Кольским состоялась около 1519 года. При всей очевидной внешней несхожести этих двух подвижников, этих двух величественных фигур и самобытных характеров, они явили собой удиви­ тельный союз единомышленников, верных соработников в великом деле просвещения Земель Северных, оглашения племени лопарского. Сохрани­ лись воспоминания Феодорита об этой исторической встрече, записанные князем А. Курбским: «Вселяется Феодорит в т е х лесных пустынях непро­ ходимых. По нескольких месяцах встречает т ам одного старца, пустынника - помнится, Митрофан было имя ему - пришедшего в эту пустыню пред ним, где-то л ет за пять. И пребывают они вкупе (вместе) в прегорчайшей пустыне той Богом хранимы». Феодорит, с юных лет «разжегшийся желанием пустынного житель­ с т в а » , готовящий себя к просвещению « глубоких варваров, лопарей диких», явился тем носителем Божественного гласа, который открыл Митрофану его новое предназначение, Промысл Господа о его новом поприще. Отныне не только личное спасение через покаяние и плач о своих грехах, но и сер­ дечное сокрушение о грехах ближних, пребывающих во тьме языческого не­ честия, и милосердная забота о просвещении сущих во «мраке тяжкого идо- лобесия» - удел отшельника Митрофана. Но начало пути православного подвижника и просветителя - это пости­ жение науки «умного молитвенного делания», стяжание Святого Духа для «спасения самого себя», дабы «вокруг могли спастись тысячи». Около пяти-шести лет постигал Митрофан эту великую науку, пребывая «вк уп е » с Феодоритом и научаясь «священнобезмолвию» иноческого жи­ тия. Думается, что и свой первый навык евангельской проповеди на лопар­ ском языке Митрофан приобрел в совместных с Феодоритом опытах живо­ го общения с лопарями. Примерно в 1524 году подвижники разделились и приступили к оглаше­ нию лопарского народа в двух различных районах его обитания. Феодорит отправился с проповедью в районы реки Нивы, к Кандалакш­ скому заливу, в места обитания «лешей лопи» и «лопи Верхней Земли». Здесь уже в 1526 году он добивается видимых успехов, строит церковь и го­ товит многих «лоплян ко крещению». Об этих событиях мы узнаем из Ро­ стовской летописи: « К жителям Киндолажской губы, или лопарям, великий князь посылал священника и диакона. Сии, нашедши у них много уже зна- 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz