Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Епископ Митрофан (Баданин) предельного сокрушения сердца о грехах: «Когда на меня находил соблазн похоти, то я повергалась на землю и обливалась слезами... Поверженная на землю, я не вставала день и ночь, пока свет не озарял меня и не отгонял сму щавшие меня мысли»'. Митрофан мужественно несет свой покаянный крест и нет для него пути назад, к прежней греховной жизни. «Невозвратно шествовал ведущи ми к небеси стезями, отче, преподобие Трифоне, - пишет автор древнего Ка нона, - о т злых ведущих до конца уклонился еси». Митрофан скитался по диким, безлюдным пустыням Крайнего Севера, обрекая себя на тяжкие испытания, изнуряя и терзая свое грешное тело го лодом, холодом, зноем, мошкарой, ежедневной угрозой смерти от дикого зверя и всем тем, чем так богата суровая северная земля. «Окрест выше пи сания реки Печенъги, бездомно и бескровно, по лесам и по горам, и в пропастях земных скитался, странствуя». Брань духовная «Так прожил он значительное время, вовсе не видя людей, не ел ничего, кроме рыбы, которую сам ловил, кореньев и ягод, которые собирал в лесу »2, - запишет позже голландец Салинген рассказ преподобного Три фона. Это добровольное скитание и аскеза, которые претерпевал Митрофан, и спасительные перемены, что совершались в его душе, не могли не поро дить яростного противодействия темных сил преисподней в виде тяжелых и «бесчисленных» «пустынных страхований». Об этих переменах, проис ходивших в душе бывшего разбойника, свидетельствуют строки древнего Канона: «С тр а с тн о е поработил ecu плотское мудрование и горшее покорил ecu лучшему\ отче преславне, сокрушил ecu выя бесам». Нестерпимо было князю бесовскому, торжествовавшему уже свою окон чательную победу над Митрофаном, видеть эти очистительные слезы и мо литвы кающегося грешника, предчувствовать, что зреет грозный воин Хри стов, стойкий боец с древней нечистью этих мест. И враг яростно нападает на Митрофана устрашающими видениями бесовскими. « В пустыни бесчис ленно принял о т бесов ио т всяких пустынных страхований... препятствия». 1 Жития святых, изложенные по руководству Четьих Миней Св. Димитрия Ростовского. М., 1906. Кн. 8. С. 17. 2 Филиппов. Русские в Лапландии. С. 302. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz