Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца Трифона пишет в Каноне об этих его переживаниях: «возненавидел мира сего наслаждение. Да не погрузит мене буря водная, ни же да пожретъ мене глубина. Лютыми страстей наветы обуреваем есмъ и прилоги греховными по гружаем». Ища уединения, не разбирая дорог, блуждал он по дремучим ле сам, заходил в глухие, безмолвные пустыни. Все, что раньше тешило его са молюбие, радовало и являлось его гордостью, стало ненавистно. Богатая одежда, дорогие ткани и белье, все, что так потакало страстям Митрофана, было отвергнуто навсегда. Отныне он вовсе отказался носить белье; грубое рубище - вот чего заслуживала теперь его грешная плоть. Шитый золотом и украшенный драгоценными каменьями пояс, на котором носил он свое разбойное оружие, отныне заменил ему металлический обруч-вериги, око вавший Митрофана как гнусного преступника перед Богом и людьми. Он шел все дальше и дальше на Север, по безлюдной, « непроходной, дальней стране». Рыба и дикие коренья отныне были его пищей. «Никакого питья, в котором есть хмель, ни мяса вкушать более он не смел»1- таков был его обет перед Господом. «И вдали от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом», - так сам Трифон завершил рассказ голланд скому путешественнику о своей грешной юности2. Плач и покаяние Наступил 1514 год. Двигаясь на Север известным торговым путем вдоль рек Норботнии, через озеро Инари, вышел Митрофан к устью реки Паз, к знаменитому Варяжскому заливу, к Варангер-фьорду. Дальше пути не было, перед ним простиралось великое Студеное море-океан. Так « прииде Преподобный на Приморие великого моря-окияна, в часть Норванския земли». Наступил долгий и изнурительный период тяжких душевных мук Ми трофана, его сердечного плача и горького покаяния. «Непрестанно во сле зах и молитвах и в сокрушении сердца пометал себя о землю перед Богом», - тяжкие грехи и слезное покаяние «п о м е т а е т » его, могучего воина, на « землю перед Богом» в сокрушении сердца. Это припадание к земле, «по- метание о землю», неизбежно сопровождает каждого человека, ставшего на путь глубокого раскаяния, острого переживания своей греховной немощи, 1 Печенгский монастырь, ныне исчезнувший с лица земли. С. 3. «Трифон (Triffaen) рассказывал о том, как он начал строить монастырь в Монкенфьорде, что по будило его к этому, и как он до этого дошел и проч... Много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел» (Цит. по: Филиппов. Русские в Лапландии. С. 302). 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz