Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Епископ Митрофан (Баданин) То привычное дело, которое дружинник Митрофан мог делать на войне по воле великого князя, теперь он надумал творить по своей воле, может, и не до конца уяснив, что теперь он не воин государев, а разбойник-душегуб. Все точки над <<i>> расставило заключенное в 1510 году, перемирие со Швецией сроком на 60 лет. Назад пути не было: воин Митрофан превратил ся в главаря шайки разбойников. И «много разбойники пролили крови честных христиан». Атаман Митрофан Скоро по всему побережью Ботнического залива заговорили о страш ном атамане, который со своими друзьями подельниками подмял под себя все финские и карельские селения края. Исполинская сила и неукротимая ярость атамана Митрофана не знали пощады и не терпели преград. Огнем и мечом подчинил он этот богатый край своей жестокой единоличной воле. Жестоко и не сомневаясь творил он суд и расправу над каждым, кто вставал на его пути, и осмеливался усомниться в его превосходстве. Единственной и последней надеждой на спасение была возможность по лучить заступничество со стороны его «царицы Елены». Неумолимый ата ман никогда и ни в чем не оказывал ей, просто не мог отказать, поскольку горячо и нежно любил Митрофан эту милую целительницу его мятущейся и искалеченной души. Любовь соединяла молодых людей, но это была страсть, плотское влече ние, не освященное церковной благодатью. «Днем с полюбовницей тешил ся, ночью набеги творил». Кровь и грабежи, беззаконие силы и неправед ное богатство, обильные трапезы с винными возлияниями все безжалостнее искажали облик Митрофана, неумолимо уродуя его душу. Голландский пу тешественник Симон ван Салинген много позже запишет рассказ самого Митрофана (к тому времени уже Трифона) о том периоде его жизни: «М н о го народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил»1. Елена, как повествует предание, всячески старалась сдерживать буйство Митрофа на: «Пользуясь своим влиянием на удалого атамана, она часто спасала мно гих людей от смерти и укрощала его дикий нрав»2. 1 Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке/ / Литературный вестник. СПб., 1901. Т. 1.Кн.З. С. 302. 2 Печенгский монастырь, ныне исчезнувший с лица земли. Предание, добавленное архивными дан ными. Изд. Т.Ф. Кузина. СПб., 1893. С. 3. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz