Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Б огословское осмы сление С евера в древнерусской литературе______ Морг, и что вода входит в преисподняя и паки исходит трижды днем. И та вся места мучимая не погибоша, а место се святое како погибе, повежь ми, брате, в нем же есть и Пречистая Богородица, и множество святых, еже по воскресении Господни явишася многим в Иерусалиме и паки вни- доша в рай? Речено бо им есть: “Уже пламенное оружие не хранит врат Едемских”; приде бо Спас мой, вопия верным: “Внидете паки в рай!”». Прежде чем мы приступим к анализу этого текста, необходимо упо­ мянуть о разночтениях: молненая - в других списках «смоляная», «огненная»; в списке начала XVII в. (РНБ, собр. ОЛДП, 0 .252 ) есть до­ полнение: «И от ней ключи горячие воды выходили по местом» (л. 117). Архиепископ Василий далеко не одинок в описании реки на море. По­ добные сказания о реке на море встречаются также и в древнеирландских описаниях путешествий'. Не случайно в Послании есть ссылка на Па- трикия Прусского, ирландского монаха (IVв.), якобы видевшего место, где начинается ад (тартар). Патрикей священномученик глаголет: «Два места уготова Бог: едино исполнено благих, а другое - тьмы и огня испол­ нено» («Слово Патрикия Прусского» читается в Прологе под 19 м ая )... В древнерусской литературе присутствует апокрифическое «Слово о всей твари»: «... за акияном же есть земля, на ней же рай и муки. Посреде же земля, на ней же тоя пропасть глубока... течет река...»2. В этих преданиях отразилось средневековое объяснение существования на европейском се­ вере теплого течения Гольфстрим. Однако, в описании еп. Василия есть, на наш взгляд, известная кон­ кретика: течение Гольфстрима у мыса Святой Нос создает водоворот, гибельный для кораблей. Действительно, зрелище бурлящей пучины, в ко­ торой перемешиваются холодные и теплые воды, могло породить подобное эмоциональное описание и представление о том, что Дышучее море (т. е. Северный Ледовитый Океан) и, конкретно, водоворот у Святого Носа - являются воротами в преисподнюю. Итак, север в представлениях владыки Василия является инфернальной областью, вратами в ад, если не областью, где начинаются вечные муки. Стоит отметить, что и в Дантовом аду самый последний уровень - девятый круг, где караются предатели, - связан со В частности, определенные намеки есть в т. н. «Плавании Брендана». См. Navigatio Sancti Brendani Abbatis / Ed. С. Selmer. Dublin, 1959. На русском языке. Плавание святого Брендана. Пере­ воды и комментарии Н. С. Горелова. Спб., 2002.0 связях ирландской и древнерусской традиции см.: Симонова А. А. Древнерусское религиозное мировоззрение и ирландская христианская традиция. М.: Прометей, 2017. 2 Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы, Т. И. М., 1863. С. 350. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz