Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

П ротодиакон Владимир Василик славы Господней в видении Иезекииля, несомая четырьмя таинственными животными, или живыми носителями Духа Жизни, движется с севера ■. Денница пытается уподобиться Богу, поставив свой престол на севере. Со­ ответственно, север - это пространство, где решаются конечные судьбы мира, и северный Иерусалим - Киев - служит для последней проповеди народам, призванным принять христианство перед концом времен. Следующий эпизод связан с «Посланием о земном рае» архиепи­ скопа Новгородского Василия Калики (1331-1352 гг.)2. Он прославился как успешный практический деятель, «заложил город каменный» (1331), организовывал защиту Новгорода и Пскова от шведских нападений, при его участии новгородцы нанесли сильнейшее поражение шведскому ко­ ролю Магнусу. В духе мистического практицизма и реализма написано его послание к Феодору, еп. Тверскому, который защищал идею чисто духов­ ного, мысленного р а я 3. Напротив, в вопросе о характере рая Василий испо­ ведовал своеобразный мистический реализм, доходящий до географической конкретики. С одной стороны, он отчасти основывался на народно-апокри- фических представлениях, на наивно-реалистических взглядах4, с другой стороны - на вере в воплощение Христа и в освящение Им материи5. Как считают исследователи, «Послание» Василия - один из интереснейших образцов средневековой полемической литературы, связанной с жанром «видений» и «хождений» 6. Вот что он пишет о Северном Ледовитом океане (который по древнерусскому обычаю называет Дышучим морем), опираясь на свидетельство неких «видоков»-новгородцев, его духовных детей: «То же, брате, не речено Богом видети человеком святаго рая, а муки и ныне суть на западе. Много детей моих, новогородцев, видоки тому на Дышучем мори: червь неусыпающий, и скрежет зубный, и река молненая 1 Иез. 1:1-20. 2 Архиепископ Василий пользовался чрезвычайным уважением не только на Руси, но и за ее пределами. Константинопольский патриарх прислал ему, первому на Руси, «крещатые ризы» и « белый клобук » - особые знаки достоинства новгородских епископов. При нем Святая София была покрыта свинцом. См. Печников М. В. Василий (Калика). Православная энциклопедия. Т. 7. М , 2008. С. 200-203. 3 К либанов А . И . Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI в. М , 1960. С. 138-149. 4 Послание о земном рае. Комментарий. Библиотека литературы Древней Руси. Спб, 1999. Т .6.С .517. 5 А веринцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М , 1997. С. 100. 6 Гуревич А . Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» средних веков / / Труды по знаковым системам. Т. VIII. К 70-летию акад. Д. С. Лихачева. Тарту, 1977. С. 3-27. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz