Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Богословское осмы сление С евера в древнерусской литературе______ к роду Иафета, которые в конце истории вырвутся из него и овладеют всем миром. Тем не менее, амбивалентность Севера - полунощной страны - не ограничивается только этим образом. В «Слове о законе и благодати» присутствует тема Киева как Северного Иерусалима: «Добр же зело и верен послух сын твой Георгий, егоже сотвори Господь наместника по тебе твоему владычеству, не рушаща твоих устав, но утвержающа, ни ума- ляюща твоему благоверию положения, но паче прилагающа, не казяща, но учиняюща. Иже недокончаная твоя наконча, аки Соломон Давиидова, иже дом Божий великия святыя его Премудрости созда на святость и освя­ щение граду твоему, юже со всякою красотою украси: златом и сребром, и камением драгим, и сосуды честными. Яже церкви дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощии земнем от востока до запада» '. Здесь значимо все, в том числе использование крестильного имени Ярос­ лава Мудрого - Георгий, связанного со святым Георгием Победоносцем - «пленных свободителем и нищих защитителем, немощствующих врачом, царей поборником». Смысловая параллель - Новый Соломон и Георгий Победоносец - выводит нас на смыслы не только земледелания (имя «Ге­ оргий» означает земледелец) и строительства (Соломон, строитель храма), но и войны, и победы. Далее, святой Георгий считается покровителем се­ верных стран, напр. Англии2. И, соответственно, выстраивается следующая смысловая схема: созидание храма и победа, грядущие с севера. Отметим, что если тема Киева как Нового Иерусалима достаточно ши­ роко представлена в научной литературе3, то тема Киева как северного Ие­ русалима явно ускользала от исследователей. Между тем, действительно, Киев является северным Иерусалимом: (Церковь Премудрости) «яко же ина не обрящется во всем полунощии земнем от востока до запада». Север - страна мрака, холода. Тем важнее, что Киев - град, величеством сияющий, который своим светом озаряет полночную тьму. В этом есть свой символизм победы над смертью, мраком и холодом язычества. Од­ нако север является также эсхатологическим пространством: колесница Там же. С. 70. 2 Виноградов А . Ю., Турилов А . А., К алинкина Ю. В., Никифорова А . Ю. Георгий Победо­ носец. Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 10. С. 665-692. См. в частности: А кент ьев К. К. М озаики Киевской св. Софии и « Слово» митрополита Иллариона в византийской литургической традиции / /' Византинороссика. Т. 1. Литургия. Архитек­ тура и искусство византийского мира. СПб. 1995. С. 74-95. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz