Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

П ротодиакон Владимир Василик мовой восточной страны - и русскими - яфетидами. Итак, первое впечат­ ление - север является благословенным пространством, где обитает новый христианский богоспасаемый народ. Однако первое впечатление не всегда оказывается правильным. К яфе- тидам могут принадлежать нечистые и нечестивые народы, а Север может оказаться проклятым пространством. Вот достаточно характерный фраг­ мент из той же «Повести временных лет»: «Теперь же хочу поведать, о чем слышал четыре года назад и что рассказал мне Гюрята Рогович новгородец, говоря так: “Послал я отрока своего в Печору, к людям, которые дань дают Новгороду. И пришел отрок мой к ним, а оттуда пошел в землю Югорскую, Югра же - это люди, а язык их непонятен, и соседят они с самоядью в се­ верных странах. Югра же сказала отроку моему: Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это еще три года назад; есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но по­ казывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто даст им нож ли или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них; идет он и дальше на север”. Я же сказал Гюряте: “Это люди, заключенные <в горах> Александром, царем Македонским, как говорит о них Мефодий Патарский: Александр, царь Македонский, дошел в восточные страны до моря, до так называемого Солнечного места, и увидел там людей нечистых из племени Иафета, и нечистоту их видел: Увидев это Александр убоялся, как бы не размножились они и не осквернили землю, и загнал их в северные страны в горы высокие; и по Божию повелению окружили их горы великие”» '. Реальная основа этой повести в целом понятна: она построена на ре­ альном факте меновой торговли новгородцев с народами, населявшими Югорскую землю, - самоедами и др., которые остро нуждались в метал­ лических орудиях и готовы были расплачиваться за это мехами - основной валютой Древней Руси. Высокие горы Полярного Урала и нужда самоедов в металлических изделиях породили мифологему относительно того, что это - апокалиптические народы, народы Гога и Магога, загнанные Алек­ сандром Македонским за неприступные горные хребты, основанную на «Откровении» Мефодия Патарского. Соответственно Север - проклятое пространство, населенное нечистыми народами, пусть и принадлежащими Повесть временных лет. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. С. 300. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz