Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Богословское осмы сление С евера в древнерусской литературе______ чащи» Север (полунощная страна) в православном сознании обладал явной амбивалентностью. С одной стороны, он являлся благословенным пространством, в силу слов псалма 47: «Горы Сионския, ребра северова2, град Царя великаго» (Пс. 47:3). Подобное ощущение проявляется, в част­ ности, в «Повести временных лет», в самом начале, где говорится о рас­ пределении жребиев между сыновьями Ноя после потопа: «А Афетови же яся полунощная страна и западная: Мидия, Ольвания, Армения Малая и Великая, Каподокия, Фефлагони, Галатия, Кольхыс, Воспорий, меоти, де- реви, сармати, тавриани, Скуфия, фраци, Македония, Далматин, молоси, Фесалия, Локрия, Пеления, яже и Полопонис наречется, Аркадия, Ипи- риноя, Илурик, словене, Лухития, Аньдриакия, Аньдриатиньска пучина. Имать же и островы: Британию, Сикелию, Евию, Родона, Хиона, Лезвона, Куфирана, Закуньфа, Кефалиния, Ифакину, Керкуру, и часть всякоя страны, и нарицаемую Онию, и реку Тигру, текущюю межи Миды и Вавилоном; до Понетьского моря, на полунощныя страны, Дунай, Днепр и Кавькасий- скыя горы, рекше Угорьскыя, и оттуда, рекше, доже и до Днепра, и прочая рекы: Десна, Припеть, Двина, Волхов, Волга, иже идеть на восток, в часть Симову. В Афетови же части седить русь, чюдь и вси языце: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, югра, литва, зимигола, корсь, летьгола, либь. Ляхове же, и пруси и чюдь приседять к морю Вяря- скому. По сему же морю седять варязи семо к востоку до предела Симова, по тому же морю седять к западу до земли Агаряньски и до Волошьскые»3. В истолковании этого фрагмента следует указать, что славяне вообще и русский народ в частности принадлежат к яфетидам, то есть к потомкам праведного Иафета, которые за свое благочестие и благоговение перед родителем (Быт. 9: 21-27) получили благословение своего отца Ноя, спа­ сителя человечества. Причастность к этому благословению была весьма важна для самосознания древнерусского человека. Не случайно Задон- щина начинается следующим образом: «Пойдем, брате, тамо в полу­ нощную страну - жребия Афетова, сына Ноева, от него же родися русь православная. Взыдем на горы Киевския и посмотрим славного Непра и посмотрим по всей земли Руской» 4. В контексте Куликовской битвы особенно важно противостояние между татарами - представителями Си- 1 Текст дается по славянскому переводу, восходящему к Септуагинте. См.: Библия на цер­ ковнославянском языке. М., 2010. С. 1155. 2 Т. е. северные стороны. Там же. С. 415. Повесть временных лет. Библиотека литературы Древней Руси. Спб, 1997. С. 80. 4 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. Спб, 1999. С. 104. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz