Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Слово о преподобном Феодорите, просветителе Кольском (1481-1571) и Варлаам Керетский, преподобномученики Печенгские Иона и Герман, игумен Гурий и с ним 116 мучеников. Духовное наследие, завещанное нам великим просветителем Коль­ ским - преподобным Феодоритом, многогранно и масштабно. В равной степени уникальными и достойными восхищения являются обстоятель­ ства его долгой жизни, свидетельствующие об очевидном «о т младых ногтей» избранничестве подвижника, об угодности Господу его великих дел и свершений. С семи лет пребывая во Владычнем монастырьке при Ростовской ар ­ хиепископии и трудясь над переписыванием книг для соловецкой би­ блиотеки, возревновал юный «дьячишка Федор» о повторении подвига святителя Стефана, просветившего в XV веке светом веры евангельской языческие народы Великой Перми. Для осуществления этой достойной миссии юный Федор обладал всеми необходимыми внутренними качествами и дарованиями. О че ­ видные способности к языкам, филологические, философские и бого ­ словские таланты он в полной мере наследовал от выдающихся предков. В конце XV века, с 1493 года, двенадцатилетний отрок Феодор уже числится в послушниках «на Соловецком острове, в монастыре, иже лежит на Ледовом море». По уставу преподобного Зосимы Соловецкого, искус послушания для соловецких послушников продолжался не менее трех лет, но игумен Досифей уже через год принял решение о постриге отрока с наречением имени Феодорит. Такая, как могло бы показаться, поспешность отнюдь не затрагивала незыблемых основ монастырского устройства, служащих формированию в каждом иноке человека внутрен­ него молитвенного делания и нацеленные на духовное созидание «слу­ жителя Христова и домостроителя тайн Божиих» (1 Кор. 4,1). Об этой мудрой несуетности воспитания «новой твари во Христе», о понимании того, что главное делание жизни монаха, на которое не жаль времени, - это одоление самого себя и своего «ветхого человека», дабы, стяжав Благодать Святого Духа, «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4,24). Об успешном решении этой величественной задачи ярко свидетельствует вся долгая жизнь великого старца. Целых восемнадцать лет пребывает инок Феодорит в полном и неот­ ступном послушании у своего учителя, старца Зосимы, затем двенадцать лет подвизается в лопарских пустынях, пребывая в богомыслии и мол­ 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz