Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Дмитрий Михайлович Володихин против супостат своих безбожных казаньских татар, твоих изменников и отступников, иже всегда неповинне проливающих кровь христианскую и оскверняющих и разоряющих святыа церкви». Глава Церкви призывает также « ... подвизатися за святыа Божиа церкви и за всех православных христиан, неповинне в плен сведенных и разхищенных и всяческими бедами... томимы». Но « ... наипаче... подвизатися... за свою святую и чистую нашу веру и пречестнейшую веру христианьскую греческаго закона», поскольку недруги царя: «крымский царь» со своими татарами и казанские татары - живые орудия дьявола, с помощью которых воздви гается «лютая брань» на солнце православия ‘. Это второе послание, очевидно, послужило образцом для последу ющих подобного рода грамот. Образные отзвуки его и прямые цитаты видны у Филиппа, а также у еще одного архиерея, создавшего яркое, хотя и не столь масштабное по объему, как у Макария, послание во ободрение царя и войск. В январе 1563 года архиепископ Новгородский Пимен отправляет письмо Ивану IV, идущему с полками отбирать у литвинов Полоцк. Среди прочего Пимен пишет: «Нечто мало хощу воспомянути от Бо- жественнаго писания, елико Бог вразумит, на крепость и утвержение твое и державе о нынешнем твоем царском подвизе... мужественнее обещавшуся тебе, царю, добре шествовати и низложити враги креста Христова... християнских врагов иконоборцев богоотступных латын и поганых немец и люторские прелести еретиков, храбрьски и мужески за святые церкви, за честные иконы... и за православную веру греческаго закона, еже во всей поднебесной яко солнце сияющ е»2. Филипп стоял на том же, о чем писали Макарий и Пимен. И странно было бы ожидать иного от главы Русской церкви. Итак, в нравственном облике святителя Филиппа личное миролюбие, доброта и незлобивость соединялись с суровым следованием пастыр скому долгу. Искажение веры, очевидно, он считал безусловным злом, ко торое требовало радикальных мер - вплоть до применения силы оружия. Святитель Филипп не изменял себе, требуя молиться за полки, идущие на войну и за их предводителя: ведь «христолюбивое воинство» Москов ской державы несло Истину. 1 Никоновская летопись / / Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Ч. 1. СП б, 1904. С. 180-183,186, 192-19". Лебедевская летопись /7 Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М , 1965. С. 306. 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz