Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Дмитрий Михайлович Володихин гиню Марию, и за богодарованные чада, царевича Ивана и царевича Фе дора, и за христолюбивое воинство, и за все православное крестьянство, и меня б грешнаго во святых молитвах своих поминали. А яз вас благо словляю и много челом бью... Бога ради живите любовно». Главе громадной Церкви, обремененному заботами каждый день и помногу, все же есть дело до далекой обители в «полунощных землях», на «море дышащем». Очевидно, сердце его там укоренилось. Любо пытно, что через много десятилетий патриарх Филарет станет вот так же, с любовной заботой, переписываться с братией Антониева-Сийского мо настыря, где он (не по своей воле) провел первые годы иночества. Последние слова письма - правда всей жизни Филиппа. В них скрыта главная суть его истории, печальной и величественной. Как будто Высший Судия встал рядом с человеком и вдохнул ему в уста всего несколько слов: «Б о га ради живите любовно» . По грамотам, адресованным соловецкой братии, видно, что святитель Филипп - человек добрый, мирный, движимый христианской любовью. С совершенно другой стороны высвечивает его личность послание, адресованное инокам Кирилло-Белозерского монастыря и датиро ванное ноябрем 1567 года. Долгое время митрополит Филипп поддерживал царя Ивана Васи льевича во многих делах, не исключая большой политики. До конца 1567 года отношения между царем и митрополитом - мирные, симфони ческие. Признаков сколько-нибудь серьезного конфликта нет, напротив, видно доброе согласие светской и церковной властей. В грозненское цар ствование многие военные кампании русской армии облекались в форму настоящих крестовых походов. Выходу войск из Москвы предшествовали молебны, духовенство совершало большой крестный ход, архиереи бла гословляли государя и отправляли наставительные послания в полки. На востоке и юге России противостояли старинные противники христиан ства - магометане. На западе выстраивались давние враги православия - католики. К ним добавился протестантизм, получивший невероятное распространение в русских землях Великого княжества Литовского, да и в Ливонии. Притом литовский протестантизм порой обращался к ра дикальным изводам, например, к социнианству, т. е. антитринитаризму. Протуберанцы протестантских проповедей достигали России. Тут они становились источником горчайших, радикальнейших ересей. В России XVI столетия все разновидности протестантизма, не мудрствуя лукаво, называли «люторовой ересью» или «люторовой прелестью». Осенью 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz