Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Иерей Сергей Кривовичев Всевышнего в земной и неземной жизни». Для статьи В. В. Струминского характерен переход от чисто естественно-научной информации к выводам религиозного характера, - переход, в котором грани между наукой и религией сти раются, и на основе их причудливого синтеза создается единое научно-религиозное миро воззрение, далекое как от методологического натурализма современной науки, так и от бо гооткровенных догматов Церкви. Вместе с тем, эта статья не может не вызывать сочувствия как движение души крупного ученого к духовной реальности и, в конечном счете, к Богу. Н а учное сообщество встретило эту работу молча нием. В 1997 г. в том же «Вестнике РАН» на нее откликнулся кандидат физико-математических наук А. М. Х азен ', который отметил, что « ... не смог вспомнить за всю историю Российской академии наук позора, который был бы подобен статье» В. В. Струминского, и по непонятным причинам назвал статью академика «креационистской публикацией». История со статьей В. В. Струминского показывает, что у опреде ленной группы отечественных ученых как творческих людей, - как, впрочем, наверное, и у всех людей, пусть и не в одинаковой мере, - имеется внутреннее тяготение к самым глубинным вопросам бытия. А именно к таким вопросам принадлежат вопрос о существовании Бога и связанные с ним вопросы о смысле существования Вселенной и чело века. Высшая духовная жажда совсем не чужда ученым как существам с бессмертным духом. Однако, в рамках христианского вероучения само научное знание относится, скорее, к знанию, которое «надмевает» (1 Кор. 8:1), может создать иллюзию псевдовсемогущества и укрепить са молюбие. Это «надмевающее знание» заслоняет от человека подлинный смысл религии и религиозного знания, которое значительно отличается от знания научного. Религиозное знание - это «вещей обличение не видимых», как говорит апостол Павел (Евр. 11:1). По нашему мнению, именно «надмевающим» характером научного знания и объясняется более низкий процент верующих среди ученых по сравнению с анало гичной величиной для всего населения. Хазен А.М . О свободе слова и ошибках в науке / / Вестник РАН. 1997. Т. 76. С. 554-556. Академик Владимир Васшьевич Струминский ( 1 9 1 4 -1 9 9 8 ) 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz