Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Иерей Сергей Кривовичев доктора биологических наук И. А. Захарова-Гезехуса «Ученые верят в Бога» Религиозность ученых (как церковная, т. е. связанная с той или иной формой конфессиональной принадлежности, так и нецерковная) со­ ставляет отдельную область исследований в современной социологии религии. Здесь можно указать на работы американской исследователь­ ницы Э. Эклунд2 , посвященные статистическому анализу проблемы и основанные на анонимных опросах ученых (главным образом, фи­ зиков и биологов). Данные, приводимые в этих работах, подтверждают выводы Дж. Лейбы, Э. Ларсона и Л. Уитхема о том, что процент неверу­ ющих ученых среди всех ученых значительно выше, чем процент неверу­ ющих среди всего населения (например, в Великобритании эти величины составляют 45% и 18%, соответственно3). На вопрос о том, существует ли конфликт между наукой и религией, 15% ученых дали однозначно от­ рицательный ответ, 15% - однозначно утвердительный, тогда как для остальных 70% этот вопрос оказался не таким простым и потребовал дополнительных объяснений4. Насколько нам известно, аналогичные социологические исследования среди ученых в России не проводились, и проблема религиозности рос­ сийских ученых в настоящее время остается неизученной. Несомненно, на общую картину должно повлиять отсутствие религиозного воспи­ тания у подавляющего большинства населения России, родившегося до 1990-х годов, а также тяжелое психологическое и духовное наследие государственного атеизма советского периода. Не менее интересным представляется исследование религиозности советских ученых. Как нам представляется, среди тех из них, для кого религия стала смыслом жизни, можно условно выделить две группы. Для одних вопрос о соот­ ношении науки и религии никогда не стоял на повестке дня. Для этих ученых научная работа, как и всякое другое ремесло, была никак не связана с верой как сферой духа, стоящей неизмеримо выше матери­ ального мира науки и техники. К этой группе ученых в истории нашей страны можно отнести великих советских академиков, получивших обра­ 1 Захаров-Гезехус И. А. Учёные верят в Бога. М., 2015.108 с. 2 См. ее книгу: Ecklund Е. Н. Science vs. Religion. W hat Scientists Really Think. Oxford, 2010. 3 Ecklund E. H„ Scheitle C. P. The religiosity ot academic scientists in the United Kingdom: assessing the role of discipline and department status //Jou rn al for the Scientific Study of Religion. 2018. Vol. 57. P. 743-757. 4 Ecklund E. H., Park]. Z, Sorrell K. L. Scientists Negotiate Boundaries Between Religion and Science 11 Journal for the Scientific Study of Religion. 2011. Vol. 50. P. 552-569. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz