Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Анастасия Александровна Богомазова креста, стоящих в бухте'. М. И. Мильчик указывает, что на иконе «много точных деталей», при этом отмечает, что типы и формы башен и главных храмов монастыря «не имеют ничего общего с реальными»2. Мы пред полагаем, что форма судов также изображена условно. Икону «Пречестная и великая обитель преподобных отец Зосимы и Савватия, рекомая Соловки» из собрания КМИИ В. Г. Пуцко датировал ок. 1630 г. и предположил, что ее заказчиком стал царь Михаил Федо рович 3. В среднике иконы изображены прпп. Зосима и Савватий на фоне Б. Соловецкого острова с монастырем. М. И. Мильчик предположил, что образцом для иконописца послужила икона Успенского собора Москов ского Кремля 1566-1567 гг.4 В. Г. Пуцко добавил, что в распоряжении мастеров, вероятно, имелись и более поздние материалы, поскольку на Калужской иконе изображен Благовещенский собор, построенный в 1600 г. Относительно достоверности изображения архитектурных по строек М. И. Мильчик писал следующее: «Архитектура на калужской иконе передана с разной степенью точности. Так, постройки за преде лами монастыря совершенно условны, как в смысле их облика, так и рас положения... храмы же явно индивидуализированы и знаменуют собой переход от их обозначения к изображению»5. В.Г.Пуцко резюмировал: «Таким образом, уже на первом этапе изучения описываемого произве дения была признана его историческая ценность, как источника по со ловецкому церковному строительству»6. Особенностью иконы является то, что события из жития соловецких святых художник изобразил не только в клеймах, но и в среднике иконы. В. Г. Пуцко отметил: «Многосюжетность, обычная для жанра житийной иконы, достигает апогея в своем развитии, поскольку она не ограничи вается житийными клеймами, но распространяется также практически ! Подробнее о навигационных крестах см.: Лаушкин А. В. О соловецких навигационных кре стах XVI в. / / Север и история: Материалы международной историко-краеведческой конференции «Четвертые Феодоритовскиечтения». Мурманск; СПб., 2012. С. 254-256. 2 М ильчик М . И. Указ. соч. С. 50,51. 3 П уцко В. Г. Икона с изображением Соловецкой обители - вклад царя Михаила Федорови ча в Калужский женский монастырь / / Соловецкое море: Историко-литературный альманах. Вып. 11. Архангельск - М., 2012. С. 91. 4 М ильчик М . И . Указ. соч. С. 46. 5 М ильчик М . И . Указ. соч. С. 47. 6 П уцко В. Г. Икона с изображением Соловецкой обители - вклад царя Михаила Федорови ча в Калужский женский монастырь С. 87. 456
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz