Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Анастасия Александровна Богомазова креста, стоящих в бухте'. М. И. Мильчик указывает, что на иконе «много точных деталей», при этом отмечает, что типы и формы башен и главных храмов монастыря «не имеют ничего общего с реальными»2. Мы пред­ полагаем, что форма судов также изображена условно. Икону «Пречестная и великая обитель преподобных отец Зосимы и Савватия, рекомая Соловки» из собрания КМИИ В. Г. Пуцко датировал ок. 1630 г. и предположил, что ее заказчиком стал царь Михаил Федо­ рович 3. В среднике иконы изображены прпп. Зосима и Савватий на фоне Б. Соловецкого острова с монастырем. М. И. Мильчик предположил, что образцом для иконописца послужила икона Успенского собора Москов­ ского Кремля 1566-1567 гг.4 В. Г. Пуцко добавил, что в распоряжении мастеров, вероятно, имелись и более поздние материалы, поскольку на Калужской иконе изображен Благовещенский собор, построенный в 1600 г. Относительно достоверности изображения архитектурных по­ строек М. И. Мильчик писал следующее: «Архитектура на калужской иконе передана с разной степенью точности. Так, постройки за преде­ лами монастыря совершенно условны, как в смысле их облика, так и рас­ положения... храмы же явно индивидуализированы и знаменуют собой переход от их обозначения к изображению»5. В.Г.Пуцко резюмировал: «Таким образом, уже на первом этапе изучения описываемого произве­ дения была признана его историческая ценность, как источника по со­ ловецкому церковному строительству»6. Особенностью иконы является то, что события из жития соловецких святых художник изобразил не только в клеймах, но и в среднике иконы. В. Г. Пуцко отметил: «Многосюжетность, обычная для жанра житийной иконы, достигает апогея в своем развитии, поскольку она не ограничи­ вается житийными клеймами, но распространяется также практически ! Подробнее о навигационных крестах см.: Лаушкин А. В. О соловецких навигационных кре­ стах XVI в. / / Север и история: Материалы международной историко-краеведческой конференции «Четвертые Феодоритовскиечтения». Мурманск; СПб., 2012. С. 254-256. 2 М ильчик М . И. Указ. соч. С. 50,51. 3 П уцко В. Г. Икона с изображением Соловецкой обители - вклад царя Михаила Федорови­ ча в Калужский женский монастырь / / Соловецкое море: Историко-литературный альманах. Вып. 11. Архангельск - М., 2012. С. 91. 4 М ильчик М . И . Указ. соч. С. 46. 5 М ильчик М . И . Указ. соч. С. 47. 6 П уцко В. Г. Икона с изображением Соловецкой обители - вклад царя Михаила Федорови­ ча в Калужский женский монастырь С. 87. 456

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz