Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Иерей Сергей Кривовичев В. А. Кожевниковым и Н. М. Соловьевым В России эта книга вызвала большой интерес, прежде всего среди православной общественности и в религиозно-философских кругах. Профессор Московской Духовной академии Владимир Алексеевич Троицкий (впоследствии Иларион, ар- хиеп. Верейский, новосвященномученик) написал посвященную этой книге заметку «Правда ли, будто ученые люди в Бога не веруют ? » 2, в ко торой отмечал, что « ... из книги Табрума верующий вынесет прими ренный взгляд на современную науку, ибо увидит воочию, что истинные творцы точного знания, уже в силу одного своего благоговейного отно шения к истине, носят в себе зачатки религиозного начала, понимают значение и величие религии, как и ее самостоятельные права и силы». На книгу откликнулся и такой чувствительный к религиозным во просам писатель и публицист как В. В. Розанов, опубликовавший свой отзыв в газете «Новое вр ем я»3. В характерной для него свободной ма нере изложения он отмечал, что « ... нельзя думать, чтобы «современные ученые», как равно и несовременные, имели какое-нибудь преимуще ство авторитета (курсив В. В. Розанова - С. К.) в делах веры перед обык новенными людьми. Вера - дар души, в сложные нити которого входят между прочим наивность и благородная доверчивость: качества, проти воречащие задачам научного исследования. Поэтому ничего нет обыкно веннее, как зрелище «современного ученого», который, подобно Анютке из «Власти тьмы», знает только «Богородицу» до половины, да и то сбиваясь... Мнения такого «ученого» совершенно не авторитетны и со вершенно даже не интересны, как суждения слепорожденного о цветах; тогда как мнения и «Анютки», и учившего ее солдата, и дьячка из ближ него села - авторитеты в качестве просто тактиков и очевидцев веры». То, какую роль сыграла книга Табрум в свое время, хорошо показы вает пример доктора технических наук профессора Владимира Нико лаевича Щелкачева. В 1920-х годах после окончания школы он приехал в Москву, чтобы продолжить образование и заниматься наукой, но его, с детства воспитанного в Церкви, весьма смущала антирелигиозная про- Табрум А. Религиозные верования современных ученых. М., 1912. 153 с. 2 Троицкий В. Правда ли, будто ученые люди в Бога не веруют? Рецензия на книгу: А. Г. Та брум. Религиозные верования современных ученых. Перев. с англ. под ред. В. А. Кожевникова и Н. М. Соловьева. М., 1912. Христианин. Сергиев Посад, 1911, № 12 / Цит. по: Священномученик Иларион (Троицкий). Творения: в 3 т. Т. 3. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 199-207. 3 Розанов В. В., Табрум А. Г. Религиозные верования современных ученых / / Новое Время, 22 декабря 1911. № 12853. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz