Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Роль московской иконописи первой половины XVI века в становлении иконописания Русского Севера_________ & «Варлаам Хутынский» из К а р г о п о л я в которой своеобразие северного темпера­ мента проявляется именно в написании фона, фантастических, подобных север­ ному сиянию, горок, тогда как, с точки зрения иконографии, он следует распро­ страненным как в Москве, так и в Нов­ городе иконам святого Варлаама. Важным этапом в развитии северной иконописи стали 20-е - 30-е годы XVI в. Это ярко демонстрируют иконы празд­ ничного чина знаменитого Корнилие- во-Комельского иконостаса2. Писавшие их мастера сделали колоссальный шаг вперед, отталкиваясь, тем не менее, от образцов дионисиевской живописи. На­ пример, этот образец хорошо прочитывается в ликах иконы «Вход в Иерусалим» (ил. 10, 11). Но в целом мастер уходит от мягкости и со­ зерцательности дионисиевских композиций. Он наполняет свою ком­ позицию мощью, динамикой. Формы укрупняются, сохраняя изящество и аристократизм силуэтов. Своей спецификой обладает и колорит этих икон. Он с одной стороны близок иконам дионисиевского круга тон­ кими переходами неярких красок, но в нем явно преобладают сизо-го­ лубые тона, придающие иконам северную серебристую холодность. Эти же тенденции характерны и для мастера праздничных икон Сретенской церкви в Вологде при том, что стиль этих икон индивидуален и непо­ вторим. Тот же вектор просматривается в иконе «Святой Никола Вели- корецкий» из деревни Луды Приморского района (ил. 12), и для икон «Рождество Христово» из Сольвычегодска, «Чудо о Флоре и Лавре» из Вологды (ил. 13), «Вход в Иерусалим» из Каргополя, которые датиру­ ются уже второй половиной и даже концом XVI века3. Иконы Вологды XIV-XV1 иеков. Гл. ред.: Л. В. Нерсесян. М.,: Северный паломник, 2007. С. 3 5 3 - 355. Кат. 55. 2 То же. С. 297-326. Кат. № 41-48. Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изо­ бразительных искусств. Гл. ред.: Л. В. Нерсесян. Т. 1. М.: Северный паломник, 2007. С. 320-323. Кат. № 61. С. 350-369. Кат. № 74. С. 374. Кат. .№77. Иконы Вологды XIV-XVI веков. Гл. ред.: Л. В. Нерсесян. М.,: Северный паломник, 2007. С. 792-~97. Кат. № 145. Ил. 13 «Чудо о Флоре и Л авре». Вологодский уезд. Конец X V I в. Вологодский музей-заповедник 439

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz