Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Татьяна Евгеньевна Самойлова Ил. 8 «И оанн Предтеча в ж итии» из Троицкой церкви с. Ненокса. Первая половина X V I в. А О М И И терь Одигитрия» конца XV в. из Княгинина монастыря в Суздале 1 или «Богоматерь Тихвинская» первой трети XVI в. из Успен ского собора Кремля2. Северные мастера ус ваивают типы лиц, певучесть линий, общую мягкую созерцательность образов, но идут по пути упрощения самой живописи, из ко торой уходит плотность и многослойность. Однако нельзя сказать, что новгородская традиция полностью ушла из живописи этого времени. Так, из той же Никольской церкви Неноксы происходит икона «Свя- щенномученик Власий, мученики Флор и Лавр» первой половины X V Iв .3, которая является классическим примером новго родской живописи, яркой по колориту, с крепким, несколько жестковатым рисунком и структурным построением фигур (ил.6). Лики святых написаны красноватыми ох рами и моделированы типично новгород скими тонкими , колючими движками. Любопытно, что из той же церкви проис ходит и икона «Богоматери Ярославской»4, в композиции которой явно прочитываются «промосковские ритмы» и линии, но лики написаны так же, как лики Флора и Лавра (ил. 7). Примером такой гармоничной сплав- ленности новгородских и московских черт может служить и икона «Святитель Н и колай» из Нижмозеро. Графическая разра ботка лика смягчена довольно плавкой и 1 Иконы Владимира и Суздаля. Гл. ред.: Л. В. Нерсесян. М.,: Северный паломник, 2006. С. 113-115. Кат. № 15. 2 Иконы Успенского собора Московского XV-XV1 век. Каталог. Ред.-сост. Т. В. Толстая. М., 2016. С. 168-179. Кат. №8. 3 Смирнова Э. С. Иконопись Архангельского края: пути развития и стилистические вариан ты / / Иконы Русского Севера. Т. 1. М ,: Северный Паломник, 2007. С. 8. Кат. № 24. 4 Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобра зительных искусств. Гл. ред.: Л. В. Нерсесян. Т. 1. М.: Северный паломник, 2007. С. 126-131. Кат. № 25. И л. 7 « Богоматерь Умиление » из Никольской церкви с. Ненокса. Первая половина X V I в. 436
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz