Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Роль московской иконописи первой половины XVI века в становлении иконописания Русского Севера_________ Ил. 5 «Богоматерь О дигит рия» из Никольской церкви с. Ненокса. Первая половина X V I в. А О М И И Ил. 6 «С вяты е Власий, Флор и Л авр» из Никольской церкви с. Ненокса. Первая половина X V I в. А О М И И Не исключено, что Москва присылала в северные монастыри и храмы и древние святыни, и иконы письма византийских мастеров, извлеченных из великокняжеских и монастырских сокровищниц. По крайней мере стилю живописи иконы «Богоматерь Одигитрия» из Неноксы первой четверти XVI присущи такие черты 1 (ил. 5), которые позволяют пред положить, что она следует иконографии и стилю некоего значимого об разца греческой, византинизирующей иконописи2. Мастер пытается повторить особый характерный для поствизантийских икон тип кар- нации, основанный на темных, с оттенком пурпура, охрах. Возможно, икона воспроизводит не дошедшую до нас святыню византийского про исхождения, присланную в миссионерских целях в Каргопольскую землю. В целом ряде образов Богоматери Одигитрии, в тех характеристиках, ко торым наделялся этот образ в северном иконописании, очень чувствуется влияние столичных, московских образцов, таких, например, как «Богома- 1 Иконы Р усского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобрази тельных искусств. Гл. ред.: Л. В. Нерсесян.Т. 1. М.,: Северный паломник, 2007. С. 118 -121. Кат. .№23. 2 Смирнова Э. С. Иконопись Архангельского края: пути развития и стилистические вариан ты / / Иконы Русского Севера. Т. 1. М.,: Северный Паломник, 2007. С. 14. 435
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz