Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Роль московской иконописи первой половины XVI века в становлении иконописання Русского Севера_________ карий внимательно и бережно отнесся к новгородским святыням и нов­ городским традициям. С его приходом Новгород возрождается. Строятся новые храмы, украшаются новыми иконами ‘. Однако хорошо известно, что новый архиепископ, постриженик Пафнутиево-Боровского мона­ стыря, где особо чтили искусство Андрея Рублева и Дионисия, привез с собой своих писцов и миниатюристов. Создавая иллюминированные ру­ кописи, миниатюры которых впоследствии служили образцами для ико­ нописцев, они оказали сильнейшее влияние на новгородскую живопись2, способствуя тому, что жесткий, кристаллически ясный стиль новгород­ ской иконописи стал смягчаться и приобретать рафинированные, тонкие черты, более свойственные московской традиции. Изменился и сам Новгород. Многие коренные новгородцы в резуль­ тате политики великого князя после присоединения Новгорода к Мо­ скве были переселены на среднерусские земли, тогда как статус граждан бывшей республики обрели перемещенные сюда знатные и богатые мо­ сквичи. Именно бывшие москвичи стали активно вкладывать свои бо­ гатства в обустройство города, в строительство новых храмов и их украшение. Так, в 1510 году, московский гость Иван Сырков возвел в Новгороде на его торговой стороне каменный храм жен-мироносиц3. В 1529 году по его же инициативе здесь возводится еще один храм, посвя­ щенный святому Прокопию. Строительство нескольких церквей на Вла­ дычном дворе связано с именем Дмитрия Сыркова. Примеры могут быть умножены4. В большинстве случаев в летописи, когда сообщается о хра­ мовом строительстве и указываются заказчики, то это московские гости. Важным направлением деятельности нового архиепископа стало миссио­ нерство на северном направлении. Макарий особенное внимание уделял устроению монастырских обителей5. Обратимся к конкретным памятникам иконописи Русского Севера. Знаменитая икона Дмитрия Прилуцкого письма Дионисия из Прилуц- кого вологодского монастыря (около 1503 г.) (ил. 3) или икона «Иоанн 1 М акарий, архимандрит (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария митрополита Московского и всея Руси. М , Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 45-54. 2 Дм ит риева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI века / / ТОДРЛ. Т. 28. Исследова­ ния по истории русской литературы XI-XVII вв. М .:Л,: Пушкинский дом, 1972. С. 220-230. 3 Гордиенко Э. А . Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., Дмитрий Буланин, 2001. С. 33-50. 4 То же. С. 53 5 М акарий, архимандрит (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария митрополита Московского и всея Руси. М , Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 42-44. 433

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz