Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Роль московской иконописи первой половины XVI века в становлении иконописання Русского Севера_________ карий внимательно и бережно отнесся к новгородским святыням и нов городским традициям. С его приходом Новгород возрождается. Строятся новые храмы, украшаются новыми иконами ‘. Однако хорошо известно, что новый архиепископ, постриженик Пафнутиево-Боровского мона стыря, где особо чтили искусство Андрея Рублева и Дионисия, привез с собой своих писцов и миниатюристов. Создавая иллюминированные ру кописи, миниатюры которых впоследствии служили образцами для ико нописцев, они оказали сильнейшее влияние на новгородскую живопись2, способствуя тому, что жесткий, кристаллически ясный стиль новгород ской иконописи стал смягчаться и приобретать рафинированные, тонкие черты, более свойственные московской традиции. Изменился и сам Новгород. Многие коренные новгородцы в резуль тате политики великого князя после присоединения Новгорода к Мо скве были переселены на среднерусские земли, тогда как статус граждан бывшей республики обрели перемещенные сюда знатные и богатые мо сквичи. Именно бывшие москвичи стали активно вкладывать свои бо гатства в обустройство города, в строительство новых храмов и их украшение. Так, в 1510 году, московский гость Иван Сырков возвел в Новгороде на его торговой стороне каменный храм жен-мироносиц3. В 1529 году по его же инициативе здесь возводится еще один храм, посвя щенный святому Прокопию. Строительство нескольких церквей на Вла дычном дворе связано с именем Дмитрия Сыркова. Примеры могут быть умножены4. В большинстве случаев в летописи, когда сообщается о хра мовом строительстве и указываются заказчики, то это московские гости. Важным направлением деятельности нового архиепископа стало миссио нерство на северном направлении. Макарий особенное внимание уделял устроению монастырских обителей5. Обратимся к конкретным памятникам иконописи Русского Севера. Знаменитая икона Дмитрия Прилуцкого письма Дионисия из Прилуц- кого вологодского монастыря (около 1503 г.) (ил. 3) или икона «Иоанн 1 М акарий, архимандрит (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария митрополита Московского и всея Руси. М , Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 45-54. 2 Дм ит риева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI века / / ТОДРЛ. Т. 28. Исследова ния по истории русской литературы XI-XVII вв. М .:Л,: Пушкинский дом, 1972. С. 220-230. 3 Гордиенко Э. А . Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., Дмитрий Буланин, 2001. С. 33-50. 4 То же. С. 53 5 М акарий, архимандрит (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария митрополита Московского и всея Руси. М , Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 42-44. 433
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz