Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Татьяна Евгеньевна Самойлова культуры. В середине XV в. в сорока километрах от Каргополя возник Ошевенский монастырь, основанный монахом Александром, пострижен- ником Кирилло-Белозерского монастыря. К XVI веку Ошевенский мона­ стырь стал для Каргополья тем же, чем была Троице-Сергиева лавра для Средней Руси: из него вышли основатели целого ряда монастырей и пу­ стыней в Каргополье. Это Пахомий Кенский (около 1450 года - около 1515 года), Антоний Сийский (1477-1556), Кирилл Сырьинский (конец XV-XVI вв.), Нифонт и Серапион Кожеезерские (середина XVI в.) *. Москва в лице великого князя Василия III всячески поддерживала продвижение монастырей на север, присылая подарки, в том числе иконы и богослужебные книги, снабжая обители жалованными грамотами, на­ логовыми и иммунитетными льготами2. Каргополь перешел под власть Москвы в 1504 году Исследователи отмечают, что в новой историче­ ской ситуации усиливается влияние на каргопольскую иконопись сред­ нерусской, ростовской живописи3. К середине XVI века каргопольская живопись становится более однородной, и в ней появляются черты, ана­ логичные вологодской живописи (в последней трети XVI века Каргополь входил в состав Вологодской епархии)4. Каково же было соотношение сил разных художественных традиций в каргопольской иконописи в первой половине XVI века? Вспомним, что в 1523 году архиепископом Новгородским становится Макарий. До 1523 года Новгородская архиепископия вдовствовала сем­ надцать лет, не имея пастыря. В этой ситуации трудно представить, что новгородская традиция могла оказывать существенное влияние на развитие иконописи в землях Русского Севера. Ситуация меняется с приходом Макария, которого исследователь древнерусского искусства А. Некрасов называл «агентом Москвы». Действительно, это был гран­ диозный проект великого князя, который, посылая Макария в Новгород, вручил ему всю казну прежних новгородских архиепископов, а вместе с новым архиепископом отправил и московских бояр5. Известно, что Ма­ Алферова Г. В. Каргополь и Каргополье. М.,: Стройиздат, 1973. 2 Синицина Н . В. Василий 111 Иоаннович. Церковная политика / / Православная энцикло­ педия. Т. 7. М.,: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. С. 119. 3 Биланчук Р. П., Нерсесян Л. В., Преображенский А. С. История и культура Вологды и во­ логодская иконопись XIV-XV1 веков //И к о н ы Вологды XIV-XVI веков. М.,: Северный Паломник, 2007. С. 83. 4 То же. С. 84. Некрасов А . И . Древнерусское изобразительное искусство. М.,: Изогиз, 1937. С. 284-285. 432

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz