Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Роль московской иконописи первой половины XVI века в становлении иконописания Русского Севера_________ качеств собственного, северного и скусстваО днако определить и верба- лизировать эти качества довольно трудно (ил.2). Что касается истории Каргополья, то известно, что уже к XIII в. эта земля стала важной частью новгородской Обонежской пятины с центром в городе Каргополе. Этот город возник не ранее второй половины XIV в. Расположение его на границе территорий, находившихся под контролем Москвы и Новгорода, не могло не привести к вовлечению Каргополья в борьбу между двумя княжествами2 и, как следствие, к переплетению в области искусства новгородских и московских традиций. По мнению многих историков, роль Новгорода в христианизации Русского Севера сильно преувеличена. Г. И. Вздорнов обращал внимание на то, что митрополию от ее северных территорий отделяли тысячи трудно преодолимых километров3. Это были объективные трудности, ко торые отнюдь не способствовали полноценному осуществлению духов ного окормления населения, подразумевавшего в том числе и доставку богослужебных книг и икон. Более того, исследователи отмечают, что новгородцев влекла в северные леса не столько жажда проповеди хри стианства, сколько вполне приземленное желание заработка, обогащения. Как писал И. П. Верюжский, новгородцы были носителями цивилизации торговли, а не Евангелия4. Ситуация во взаимоотношениях митрополии и северных земель коренным образом меняется в первой трети XVI века. И связаны эти изменения были с переходом в кульминационную стадию колонизации Русского Севера монахами, последователями учения свя того Сергия Радонежского, выразившейся в основании многочисленных пустыней и обителей, благодаря которым Русский Север превратился в Русскую Фиваиду. Безусловно эта мирная колонизация также содержала в себе компонент извлечения экономической пользы, но следует признать, что каждый новый основанный монастырь прежде всего решал мисси онерские задачи и каждый из них становился центром христианской 1 Евсеева Л . М . Спас Нерукотворный. Иконы XII-XVI вв. / / Спас Нерукотворный в рус ской иконе. Авт.-сост. Л .М . Евсеева, А. М.Лидов, Н. Н.Чугреева. М.,: ОАО « Московские учебники и Картолитография», 2005. С. 94. Кат. № 4. 2 Биланчук Р. П., Нерсесян Л. В., Преображенский А. С. История и культура Вологды и во логодская иконопись XIV-XV1 веков //И ко ны Вологды XIV-XV1 веков. М.,: Северный Паломник, 2007. С. 59. 3 Вздорнов Г. И . О «северных письмах» / / Советское искусствознание. 80/1. М.,: Совет ский художник, 1981. С. 47-48. 4 Верюжский И . П., священник. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 31. 431
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz