Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Роль московской иконописи первой половины XVI века в становлении иконописания Русского Севера_________ качеств собственного, северного и скусстваО днако определить и верба- лизировать эти качества довольно трудно (ил.2). Что касается истории Каргополья, то известно, что уже к XIII в. эта земля стала важной частью новгородской Обонежской пятины с центром в городе Каргополе. Этот город возник не ранее второй половины XIV в. Расположение его на границе территорий, находившихся под контролем Москвы и Новгорода, не могло не привести к вовлечению Каргополья в борьбу между двумя княжествами2 и, как следствие, к переплетению в области искусства новгородских и московских традиций. По мнению многих историков, роль Новгорода в христианизации Русского Севера сильно преувеличена. Г. И. Вздорнов обращал внимание на то, что митрополию от ее северных территорий отделяли тысячи трудно преодолимых километров3. Это были объективные трудности, ко­ торые отнюдь не способствовали полноценному осуществлению духов­ ного окормления населения, подразумевавшего в том числе и доставку богослужебных книг и икон. Более того, исследователи отмечают, что новгородцев влекла в северные леса не столько жажда проповеди хри­ стианства, сколько вполне приземленное желание заработка, обогащения. Как писал И. П. Верюжский, новгородцы были носителями цивилизации торговли, а не Евангелия4. Ситуация во взаимоотношениях митрополии и северных земель коренным образом меняется в первой трети XVI века. И связаны эти изменения были с переходом в кульминационную стадию колонизации Русского Севера монахами, последователями учения свя­ того Сергия Радонежского, выразившейся в основании многочисленных пустыней и обителей, благодаря которым Русский Север превратился в Русскую Фиваиду. Безусловно эта мирная колонизация также содержала в себе компонент извлечения экономической пользы, но следует признать, что каждый новый основанный монастырь прежде всего решал мисси­ онерские задачи и каждый из них становился центром христианской 1 Евсеева Л . М . Спас Нерукотворный. Иконы XII-XVI вв. / / Спас Нерукотворный в рус­ ской иконе. Авт.-сост. Л .М . Евсеева, А. М.Лидов, Н. Н.Чугреева. М.,: ОАО « Московские учебники и Картолитография», 2005. С. 94. Кат. № 4. 2 Биланчук Р. П., Нерсесян Л. В., Преображенский А. С. История и культура Вологды и во­ логодская иконопись XIV-XV1 веков //И ко ны Вологды XIV-XV1 веков. М.,: Северный Паломник, 2007. С. 59. 3 Вздорнов Г. И . О «северных письмах» / / Советское искусствознание. 80/1. М.,: Совет­ ский художник, 1981. С. 47-48. 4 Верюжский И . П., священник. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 31. 431

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz