Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Целостность и духовность зрительного восприятия. Северный вектор_________________________________ ющих систем во время подготовки шамана к потустороннему путеше ствию является, таким образом, необходимой частью этой магической технологии. Правомерен вопрос, каким образом высокая активность локомоций сочетается с духовно-положительным, по Флоренскому, признаком - доминированием обратной перспективы в пространственном воспри ятии представителей ненецкого народа, чему вполне отвечает и общий сангвино-флегматический фон их характеров? Обращаясь к схемам 5 и 6, можно отметить, что, согласно нашей классификации, это сочетание относится к их 4-му сектору, где при условии высокой активности локомоций и выраженной обратной перспективы можно ожидать формирования перцептивного про- странственно-временного континуума и аномальных эффектов, вплоть до ясновидения в пространстве и во времени. Естественно, что для этого требуются в прямом смысле нечеловеческие усилия, которые невозможно выдерживать в течение длительного времени без помощи извне. Завершение сеанса нередко связано с обмороками или патоло гическим сном, которые настигают шамана после возвращения из по тусторонних путешествий. Скорее всего, эти состояния предваряются нахождением в «нулевой» точке, которая характеризуется полным от сутствием локомоций и плоским восприятием пространства. В духовном смысле состояние «рабочего» транса шамана во время камлания фактически соответствует спонтанно возникающим состоя ниям одержимости у отдельных представителей цивилизованных со обществ, в наше время хорошо знакомым не только священникам, но и психиатрам. Поскольку в бытовом отношении ненецкие ша маны отличаются от остальных членов общины скорее внешними аксессуарами, чем психологическим особенностями, можно предпо ложить, что в процессе развития ненецкой культуры и порожденных ею магических технологий сложились традиции, регулирующие об щение ее представителей с с потусторонним миром и его обитате лями. Прямые контакты с нечистыми духами осуществляют только профессиональные шаманы в соответствии со строго установленным регламентом; логично предположить, что в языческих сообществах с устоявшимися традициями не поощряются «несанкционированные» выходы в за пределы физических пространств, способные нарушить равновесие внутриэтнических отношений и привести, в конечном счете, к деградации этой культуры в целом. 425
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz