Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Владимир Константинович Жиров руженное им доминирование обратной перспективы в пространственном восприятии ненцев, которое он объясняет постоянным обитанием в моно­ тонных тундровых ландшафтах, позволяет предположить, что свойственные этому народу психические и духовные девиации могут существенно отли­ чаться от среднестатистических европейских. Согласно схемам (5) и (6), доминирование обратной перспективы в пространственном восприятии ненцев должно быть связано с низкой активностью локомоций и с отсутствием склонности к нарушениям зрительного восприятия по типу клаустро- или агорафобии и НКВ. Косвенно это подтверждается общим психологическим складом этого народа - уравновешенностью и несуетливостью, с давних времен отме­ чавшимися отечественными исследователями [5]. Вместе с тем, широкое распространение шаманизма на Севере, ду­ ховным смыслом которого является использование магических технологий контактирования с падшими духами в утилитарных целях, дает возмож­ ность увидеть другую сторону связи между нарушениями пространствен­ ного восприятия и духовными повреждениями. В основе магических ритуалов ненецкого и многих других форм шама­ низма лежит обряд камлания - сложного комплекса театрализованных ма­ гических действий, связанных с путешествием шамана в потусторонний мир, которые включают подготовку путешествия, пребывание на «той стороне» и контакты с ее обитателями, и возвращение в физическое пространство. Применительно к обсуждаемой здесь проблеме представляет ин­ терес подготовительный этап путешествия, во время которого душа шамана преодолевает физические границы своей личности и попадает в предваряющую загробные пространства переходную область [1]. По­ скольку для ее достижения используются магические технологии, при­ сутствие в этой области связано с деформациями личности, внешние признаки которых могут классифицироваться как душевные или ду­ ховные повреждения В контексте темы настоящей работы, весьма важной особенно ­ стью данного этапа является комплексное, детально срежиссированное действие, сочетающее ритуальные танцы и пение, которые произво­ дятся под ритмический аккомпанемент шаманского бубна и других атрибутов языческой магии. Возрастание подвижности воспринима- 1 Мы не рассматриваем здесь альтернативные возможности преодоления этой зоны, доступ­ ные только по воле Божьей христианам высоких духовных качеств. 424

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz