Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Владимир Константинович Жиров стирается, по А. Бергсону [4], в форме «временнодлительного» образа при условии достаточно высокой активности локомоций. Фактически Гибсон неявно использует это понятие при обсуждении экспериментов Дж. Ка­ плана [21] и А. Мишотта [20] со скрытыми поверхностями, как иллю­ страцию возможности одновременного восприятия прошлого, настоящего и будущего. Говоря о значении подвижности субъекта и объекта наблюдения в те­ ории Дж. Гибсона, следует подчеркнуть, что для формирования « протя­ женного » времени необходим весьма высокий уровень целостности воспринимающих систем, так как в противоположном случае неминуем их распад и расщепление зрительного образа. Состояние одержимости может проявляться в сверхъестественных фи­ зических способностях, в частности, запредельной скорости движений. По-видимому, они связаны с пограничными состояниями, в отношении ко­ торых митрополит Антоний (Блюм) утверждал, что «нельзя сказать, что где-то кончается душевное и начинается духовное: есть какая-то область, где самым нормальным образом совершается взаимное проникновение» [1]. Мы показали, что для Флоренского естественный, соборный, путь рас­ ширения пространственного восприятия связан с усилением обратной пер­ спективы, а иллюзорный - с ростом активности локомоций в сочетании с прямой перспективой. В отличие от о. Павла, Гибсон рассматривает ис­ ключительно вторую возможность называя прямую перспективу «есте­ ственной». Если воспринимающие системы находятся в покое, целостность пространственного восприятия может обеспечиваться только с помощью обратной перспективы. Поддержание целостности другим путем - увели­ чением их подвижности - связаны с выполнением работы, необходимые размеры которой должны возрастать с усилением прямой перспективы. Следовательно, объемное восприятие пространства может обе­ спечиваться альтернативными, в духовном смысле, механизмами. У Флоренского - это соборное множество равноправных точек зрения, у Гибсона - единственная, эгоцентрическая точка, местоположение ко­ торой для объемного восприятия пространства должно постоянно изме­ няться. Соборное восприятие в обратной перспективе не требует усилий: это покой и созерцание. Эгоцентрическое восприятие в прямой перспек­ тиве, если оно не редуцируется до образа одномерного туннеля, требует значительных усилий не только для создания иллюзии открытого про­ странства, но и сохранения целостности восприятия. Поскольку утрата его целостности по существу означает прекращение личностного бытия, 422

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz