Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Целостность и духовность зрительного восприятия. Северный вектор_________________________________ моциями и действием психических механизмов восприятие пространства в прямой перспективе соответствует его наиболее примитивной - одно­ мерной - организации. С этой точки зрения, восприятие трехмерного про­ странства в обратной перспективе можно определить, как попытку увидеть наблюдаемый объект одновременно с трех и более сторон. Не исключено, что восприятие в обратной перспективе является рудиментом значительно более совершенного, но утраченного со временем пространственного вос­ приятия, допускавшего такую возможность. Как уже говорилось, ключевым звеном теории Дж. Гибсона [8] явля­ ется подвижность точки наблюдения, обеспечивающая объемное воспри­ ятие пространства. В отличие от Флоренского, который отвел подвижности воспринимающих систем в восприятии пространства только вспомога­ тельную роль, Гибсон сосредоточился на подвижности и прямой пер­ спективе, определив ее как «естественную», и проигнорировав значение других перспектив. Сравнивая духовные стороны позиций Флоренского и Гибсона, сле­ дует отметить, что, по мнению первого, « ... отсутствие прямой перспек­ тивы... доказывает зрелость... религиозной объективности и сверхличной метафизичности. Напротив, когда разлагается религиозная устойчивость мировоззрения, и священная метафизика общего народного сознания разъеда­ ется индивидуальным усмотрением отдельного лица с его отдельной точкою зрения, и притом с отдельною точкою зрения в этот именно данный мо­ мент, - тогда появляется и характерная для отъединенного сознания пер­ спективность '» . Развивая эту мысль, о. Павел далее утверждает, что « ... нарушение единственности точки зрения, единственности горизонта и единственности масштаба есть нарушение перспективного единства изо­ бражения... Таково свойство духовного пространства: чем дальше в нем нечто, тем больше, и чем ближе, - тем меньше. Это - обратная перспек­ тива» [18], (выделено нами. - В. Ж .). Используя термины духовного обихода, можно, следовательно, преобра­ зовать оппозицию: прямая перспектива - обратная перспектива в оппо­ зицию: эгоцентрическое восприятие - соборное восприятие (6). Как было сказано раньше, метафизическая сторона соборного воспри­ ятия пространства в обратной перспективе заключается в таком расши­ рении поля зрения, при котором становится возможным увидеть предмет сразу с нескольких сторон. Вместе с тем, гипотетически тот же эффект до- 1 Имеется в виду восприятие в прямой перспективе. О. Павел часто приводит это понятие в сокращенном виде. 421

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz