Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Владимир Константинович Жиров 6. Деформации пространственного восприятия и духовные повреждения Предложенная схема пространственно-временных состояний зритель ного восприятия1может в дальнейшем использоваться для классификации его нарушений при различных психических заболеваниях. Вместе с тем, давно известно, что и духовные повреждения нередко приобретают харак терные психопатологические формы [19] . Проблема их разграничения, хорошо знакомая отечественным священ нослужителям и врачам в дореволюционное время, в Советском Союзе официально не обсуждалась 2. В последние десятилетия интерес к ней снова вырос в связи с устранением идеологических и административных запретов, отделявших РПЦ от светских институтов и общества в целом. Неразрывная связь всех уровней - духовного, телесного и телесного - человеческой личности никогда не отрицалась отцами Церкви, а по следнее время стала признаваться и авторитетными светскими учеными. По мнению профессора Д. Е. Мелехова, сейчас «всеобщим и императивным требованием становится рассмотрение человека, как целого, во всей пол ноте его физических; психических и духовных проявлений, как духовной лич ности» [14], (выделено нами. - В. Ж .). Поскольку конфессиональная принадлежность человека влияет на его духовное состояние, а оно, в свою очередь, проявляется в психофизических особенностях [1], предлагаемая схема может послужить в качестве основы будущей классификации не только психических, но и духовных повреждений, по характеру связанных с ними деформаций пространственного восприятия. Косвенно о такой воз можности свидетельствует явное сходство симптомов многих психических расстройств с внешними проявлениями одержимости [2], а также представ ления о. Павла Флоренского о духовных различиях восприятия и изобра жения пространства в обратной и прямой перспективах [18, 16]. Согласно теории обратной перспективы [18], не завуалированное локо- Автор не претендует на ее теоретическую завершенность; скорее, она может рассматри ваться как набросок будущей концепции. Естественно, что она не охватывает всех возможных пато логий зрительного восприятия, связанных с душевными, тем более - с духовными повреждениями. 2 Впрочем, и тогда чисто религиозные аллюзии можно было иногда заметить даже в полити ческих выступлениях. За три года до конца своего правления Н. С. Хрущев открыто высказал мысль о том, что в нашей стране только умалишенный не верит в торжество коммунизма. Результатом этой идеи стало учение профессора А. В. Снежневского о малопрогредиентной (вялотекущей) шизофре нии, не признанного ВОЗ, но зато уже при Л. И. Брежневе нашедшего широкое применение в каче стве научной основы психиатрических методов борьбы с инакомыслием. 420
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz