Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Целостность и духовность зрительного восприятия. Северный вектор_________________________________ Принимая во внимание то, что в идеальном случае преобразование под­ вижной целостной системы в совокупность независимых друг от друга подвижных элементов с необходимостью включает в себя мгновенное со­ стояние «нулевой» подвижности, при котором система прекращает свое существование как единое целое, логично преобразовать истинную триаду (2) в триаду вырожденную: «подвижность / целостность - покой - под­ вижность / распад» (3). Позиция о. Павла Флоренского о пространственном восприятии также может быть представлена в форме вырожденной триады различных пер­ спектив: «прямая - аксонометрическая - обратная» (4). Несмотря на то, что в своей теории о. Павел придает главное значение пространству, а Дж. Гибсон - времени, их взгляды объединяет констант­ ность этих категорий в «нулевой» точке, роль которой в первом случае выполняет аксонометрическая перспектива, а во втором - отсутствие ло- комоций. Это звено, рассматриваемое в контексте целостности механизма зрительной перцепции, позволяет синтезировать представления Флорен­ ского и Гибсона следующим образом. Временная континуальность зрительного восприятия в теории Дж. Гиб­ сона непосредственно зависит от скорости локомоций, возрастая с ее увеличением и согласованностью их поведения. С этой точки зрения, сни­ жение подвижности структур ООС вплоть до состояния покоя в «ну­ левой» точке должно завершиться прекращением объемного восприятия пространства. Следующее за этим состоянием снижение целостности вос­ приятия в результате возрастания несогласованной подвижности отдельных подсистем неизбежно приведет к деградации - расщеплению, а затем - и к полному уничтожению перцептивного образа. Согласно теории о. Павла, восприятие пространства в обратной пер­ спективе не зависит активности локомоций, так как, возможно, оно яв­ ляется рудиментом древнего и более совершенного зрения, утраченного человеком в условиях технократической цивилизации. В переходной от об­ ратной к прямой перспективе - аксонометрической или «нулевой» точке - зрительное восприятие не создает объемного образа, поскольку размеры воспринимаемого объекта в ней не изменяются с расстоянием. Изменение геометрии перцептивного пространства при переходе к прямой перспек­ тиве связано с уменьшением числа его измерений вплоть до одного, если этот переход не маскируется факторами подвижности, повышающими це­ лостность пространственного восприятия. Последующая деградация тео­ ретически должна привести к тому же конечному результату, что и в случае 415

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz