Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Целостность и духовность зрительного восприятия. Северный вектор_________________________________ Обратная и/или аксонометрическая перспектива может доминиро­ вать у некоторых взрослых людей, постоянно находящихся в открытых пространствах монотонных ландшафтов [9]. На близком расстоянии до визуально воспринимаемого объекта в перцептивном пространстве наблюдателя могут чередоваться друг с другом все три (прямая, ак­ сонометрическая и обратная) перспективы. При этом на расстоянии, как минимум, 3 м до наблюдаемого объекта в одной и той же области прямая и обратная перспективы могут периодически сменять друг друга в течение нескольких недель при константном положении точек перехода между ними [17, 13]. Можно предполагать, что представители некоторых этнических групп способны сочетать незавуалированное локомоциями «туннельное» восприятие близкорасположенных предметов в линейной перспективе с обратно-перспективным восприятием более удаленных предметов [10]. Для гносеологических позиций о. Павла Флоренского обратная перспектива имеет фундаментальное значение. Одним из важнейших философских аспектов его одноименного труда является утверж ­ дение о том, что «особливость различных восприятий должна быть в соответствии с метафизическими линиями мира. Метафизические плоскости спайности бытия выражаются в своеобразиях психологиче­ ского устройства нашего опыта» [18] (выделено нами. - В. Ж .). Это «психологическое своеобразие» придает сходство логике И. Канта и о. Павла, однако у первого в ее основе лежит время, а у второго - некие «метафизические линии мира» - категории явно простран ­ ственной модальности. Пространство во взглядах о. Павла играет роль трансцедентальной схемы, объединяющей чувственную и рассудочную стороны зритель­ ного восприятия, аналогичную той, которую у Канта выполняет время, а пространственный континуум, открывающий себя в обратной пер­ спективе - способа его реализации. Основываясь на ретроспективном анализе взглядов Канта и Флорен­ ского, Г. Ф. Перетятькин [16] считает, что их позиции о взаимоотно­ шениях пространства и времени в мировосприятии человека отражают различные этапы развития его сознания, причем выражение времени через пространственные схемы у Флоренского исторически имеет более раннее происхождение, чем пространства через временные - у Канта. 413

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz