Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Владимир Константинович Жиров 3. Обратная перспектива и пространственный континуум временных состояний. В отличие от Дж. Гибсона, позиции о. Павла Флоренского [18] и его по следователей - академика Б. В. Раушенбаха [17], современного философа Г. Ф. Перетятькина [16] и психолога О. А. Гончарова [9] - строятся на пред ставлениях не только об онтологической, но и гносеологической реаль ности «пустого» пространства неевклидовых геометрий. По его мнению, «отвлеченно-геометрически, пространство эвклидовское есть лишь частный случай различных:, весьма разнообразных, пространств...». Однако, даже если мы « ... допустим временно, что на самом деле физическое пространство удовлетворяет геометрии Эвклида... отсюда еще ничего не следует, будто таковым же воспринимает его непосредственный наблюдатель мира» [18]. Привычная для нас открытость пространства, воспринимаемого в ли нейной перспективе, является, по Флоренскому, только иллюзией, которая создается в результате взаимодействия: 1) изменений размера зрачка, формы глазного яблока и хрусталика глаза; 2) бинокулярности зрения; 3) подвижности глаз, головы, и всего тела (т. е. локомоций) наблюдателя; 4) подвижности самого объекта наблюдения, наконец; 5) психических ме ханизмов формирования перцептивного образа. Нетрудно заметить, что, за исключением последнего, представления Флоренского и Дж. Гибсона о физических основах трансформации стимулов зрительного восприятия практически не различаются. К настоящему времени установлено, что иллюзия открытого про странства линейной перспективы проявляется далеко не во всех случаях. Хорошо известно, что дети воспринимают пространство в обратной пер спективе ', в связи с чем о. Павел Флоренский подчеркивает, что «рисунки детей, в отношении неперспективности, и именно обратной перспективы, живо напоминают рисунки средневековые, несмотря на старание педагогов внушить детям правила линейной перспективы; и только с утерею непо средственного отношения к миру дети утрачивают обратную перспективу и подчиняются напетой им схеме... Обучение перспективе2 есть именно дрессировка» [18]. Впоследствии этот факт неоднократно подтверждался другими авторами [9, 13]. в чем несложно убедиться, рассматривая детские рисунки, имеется в виду - линейной. 412
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz