Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Целостность и духовность зрительного восприятия. Северный вектор_________________________________ Центральное понятие теории Гибсона - «экологическая оптика» - это результат структурирования ООС совокупностью зрительных, или телесных, углов. Однако «...вместо единственного объекта , предстоящего глазу» он рассматривает «окружение из освещенных поверхностей. А вместо набора телесных углов - ... образуемый ими встроенный комплекс». Весь ком плекс объемлющего строя телесных углов составляет, по Гибсону, основу естественной перспективы [там же]. Так как взятая в отдельности есте ственная перспектива «геометризует окружающий мир и потому излишне упрощает его», важным элементом его теории является также подвижность точки наблюдения, которую он связывает с поведением единой системы «глаз-голова-тело» наблюдателя2, или с его активным перемещением в пространстве, т. е. локомоциями [ 7 ] 3. Основываясь на исключительной роли ООС, как зрительного стимула высшего порядка, Дж. Гибсон фактически отрицает реальность «пустого» пространства, рассматривая его только в качестве вместилища формиру ющих ООС светоотражающих поверхностей и отводя времени, а не про странству, главную роль в механизме зрительной рецепции. Наиболее парадоксальным утверждением в теории Гибсона стало непо средственное восприятие скрытых поверхностей, которые, по его словам, не «припоминаются» из полученных ранее впечатлений, и не «предвос хищаются» на их основе +. «Вполне разумно считать» - развивает эту мысль Гибсон, - «что восприятие простирается и в прошлое, и в бу дущее» [8] (выделено нами. - В. Ж.). Именно в этих рассуждениях, синтезирующих чувственную и рассу дочную составляющие зрительной перцепции, наиболее заметно влияние философии И. Канта, использовавшего время в качестве посредника при трансмодальном синтезе этих категорий [12]. Придавая вслед за Кантом фактору времени трансцедентальный смысл, Гибсон редуцировал роль про странства в зрительном восприятии до способа реализации временных из менений ООС, через континуум которых различные пространственные формы находят зримое выражение. как считали древние философы Евклид и Птолемей. 2 в своих ранних работах; в более поздних - с «чувствами, как воспринимающими системами». 3 в дальнейшем из стилистических соображений мы будем использовать понятие «локомо- ции *>для обозначения всех возможных форм подвижности точки наблюдения. 4 сделанного им на основании результатов экспериментов П. Каплана и Мишотта с соавто рами по изучению эффектов «заслоняющего края» [21,20]. 411
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz