Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Целостность и духовность зрительного восприятия. Северный вектор_________________________________ которых предметы, соответственно, целостно воспринимаются или дис­ кретно осмысливаются. Впервые семантический синтез чувств и рассудка осуществил И. Кант, использовав в качестве посредника между ними категорию времени, трансцедентальная природа которого позволяет объеди­ нять понятия разной модальности [6]. Около 150 лет спустя после опубликования «Критики чистого разума» [12] американский пси­ холог Джеймс Джером Гибсон применил аналогичный подход в своей теории непосредственного (экологического) восприятия [8], впервые постулировав принцип целостности зрительной перцепции вплоть до уровня « ...чувств, как воспринимающих систем» [там же]. Однако трансцедентальную природу имеет не только время, но и про­ странство [16]. За три десятка лет до появления первых работ Дж. Гиб­ сона по зрительному восприятию, православный священник, богослов и математик о. Павел Флоренский впервые использовал это свойство про­ странства для обоснования духовной роли обратной перспективы в фор­ мирующемся перцептивном образе. Разными путями подойдя к проблеме целостности зрительного восприятия, Флоренский и Гибсон в каком-то смысле пренебрегли общепринятыми представлениями физики. Характеризуя обратную перспективу, как «метафизическую плоскость спайности бытия» ' о. Павел, по существу, допустил теоретическую возможность рас­ ширения пространственного восприятия за границы физического зрения [18 ], а Дж. Гибсон, обсуждая роль закрывающих краев в формировании зрительного образа, не исключил принциальной возможности одновременного восприятия прошлого, настоящего и будущего [8]. Представления Флоренского и, вслед за Кантом, Гибсона, прео­ долевших понятийный разрыв между целостностью-дискретностью (чувствами-рассудком) зрительного восприятия с помощью простран­ ственной или временной трансцедентальных схем, соответственно, взаимно дополняют друг друга, отражая различные способы дости­ жения целостности пространственного восприятия. Возможности синтеза их позиций связаны с использованием более общей схемы пространственно-временного континуума. По-видимому, такая схема способна послужить в дальнейшем в качестве основы будущей класси- под которой он, очевидно, понимал границу между физическим и духовным пространствами. 409

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz