Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Владимир Константинович Жиров психической и духовной составляющих человеческой личности. Особый интерес в данном контексте представляет зрительное восприятие, охваты­ вающее все уровни ее структурно-функциональной иерархии. 1. Целостность зрительного восприятия. Время и пространство. Хотя изучение зрительного восприятия имеет продолжительную историю, многие связанные с ним вопросы до сих пор остаются открытыми. Одним из них является структурно-функциональная целостность воспринимающих систем, смысл которой понима­ ется по-разному, в зависимости от методологических позиций исследователя. Классический подход к этой проблеме основан на представлениях о причинно-следственной цепи последовательных реакций соматиче­ ского и психического уровней зрительного восприятия, от возбуж­ дения фоторецепторных клеток сетчатки глаза и преобразования электромагнитного излучения в нервные импульсы до их передачи в кору головного мозга в первом случае, и до формирования зритель­ ного образа - во втором. Если причинно-следственные связи соматических процессов традиционно описываются в терминах современной биофизики и нейрофизиологии, то для механизмов, образующих перцептивное пространство, а также обеспечивающих «нисходящее» действие пси­ хики на структуры низших уровней зрительного восприятия по прин­ ципу обратной связи, должен использоваться более совершенный семантический аппарат. Таким образом, в представлениях о том, что целостность зритель­ ного восприятия определяется непрерывной цепью последовательно протекающих, связанных причинно-следственными отношениями психофизических процессов, между функциями соматических и пси­ хических структур существует понятийный пробел. Этот пробел естественен, так как он отражает антиномичность отношений целост­ ности и дискретности1вообще, а в частном случае, применительно к зри­ тельному восприятию, - чувственности и рассудочности, посредством 2-я антиномия И. Канта: «всякая сложная субстанция в мире состоит из простых вещей - ни одна сложная вещь не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого» [12]. 408

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz