Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Татьяна Сергеевна Ковалевская низы и углы - белилами, купол и главы - медянкой *. Дошедшие до нас изображения церкви в Кандалакше свидетельствуют о том, что она была построена по типовому проекту церкви на 400 -500 прихожан (рис. 7, 8). В этой связи можно отметить абсолютно идентичные проекту формы - два небольших восьмерика, несущих главу, вертикальные чле нения, имитирующие пилястры, круглые окна второго света с северной и южной стороны четверика, фигурные наличники, «изломанные» кар низы на колокольне. Облик храмов, появившихся на месте разрушенных во время войны предшественников, был весьма заурядным. Все они строились как одно этажные, одноглавые и однопрестольные с вариациями в плане и декоре, а также в виде наличия или отсутствия колокольни над папертью. Церкви в поморских селах восстанавливались по инициативе правительства на го сударственные деньги, работы контролировались архангельскими чинов никами и инженерами. События 1880-х гг., связанные с императорской фамилией, стали сти мулом для строительства ряда мемориальных церквей. Особую роль в ор ганизации этого строительства играла инициатива доброхотов из богатых крестьян и купечества. В память об императоре Александре II, погибшем в 1881 году, в Лумбовском летнем погосте Понойского прихода Кольского уезда в 1883 году была возведена церковь Рождества Пресвятой Богоро дицы. Этот храм был построен на средства уже упомянутого Алексея Пе тровича Заборщикова2. В память о спасении Августейшей семьи при крушении царского поезда 17 октября 1888 года в разных уездах Архангельской губернии также были выстроены новые церкви. В том же Понойском приходе, в Сосновском по госте, на средства местных жителей была устроена приписная церковь во имя св. Алексия человека Божия (освящена в 1891 году)3. Несмотря на то, что социально-политические факторы и законода тельные инициативы XIX века предопределили появление профессио нальной деревянной архитектуры и ее отрыв от многовекового опыта народных зодчих, инерция традиции оказалась достаточно мощной. В течение всего столетия она вызывала к жизни устойчивые формы, свойственные народной деревянной архитектуре. В качестве примера Краткое историческое описание... Вып. III. С. 194. Краткое историческое описание... Вып. III. С. 238. Там же. 404
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz