Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Деревянная храмовая архитектура Кемского и Кольского уездов в XJX в.: тенденции и особенности уезда было немало последователей секты «ушковайзет», учение которой имело много общего с лютеранством. К концу XIX в. количество самостоятельных приходов увеличилось до 29. В них находилось 35 приходских и 7 приписных храмов (только один из них был каменным), а также около 50 часовен. В Кольском уезде на территории площадью более 5,5 тыс. км2 про живало всего 7500 человек. Население составляли в основном русские, а также лопари, зыряне, самоеды и иностранные колонисты. В отличие от Кемского уезда, в южной части которого практиковалось земледелие, жи тели Кольского уезда не занимались земледелием вовсе. Езда на колесах была почти повсеместно невозможна, поэтому мало кто держал лошадей - факт, значимый не только для сельского хозяйства, но и для строительства. Отсутствие сенокосных лугов не позволяло жителям держать и крупный рогатый скот. Положение духовенства здесь было немногим лучше, чем в Кемском уезде, и значительно зависело от удачи населения на промыслах; в конце столетия причты бедных приходов были обеспечены казенным жалованием. Миссионерская деятельность была весьма затруднительной из-за труднодо- ступности многих селений. На рубеже веков в 15 приходах Кольского уезда находилось 22 при ходских и 13 приписных храмов и около 20 часовен. Каменным был лишь собор в г. Коле. Для русских и колонистов храмы были устроены на побережье. В ста новищах были организованы приходы с отдельными причтами; в неко торые из них летом выезжали причты тех приходов, к которым становища были приписаны. Для двух тысяч лопарей к концу XIX века было открыто шесть при ходов. Их число можно было бы считать достаточным, но особенности ко чевой жизни коренных жителей уезда, подолгу находившихся вдали от приходских храмов, ставили на повестку дня вопрос об организации новых центров духовной жизни. Таким образом, суровые условия двух уездов и бедственное положение местного населения делали массовое каменное строительство на этой тер ритории бессмысленным и нерентабельным. Возведение новых храмов в дереве, в основном, по образцовым проектам, стало единственно обо снованным ответом на вызовы века. Обратимся к конкретным примерам. Характерной тенденцией, особенно проявившейся в XIX столетии в Кемском уезде, одним из средств миссионерской деятельности и при 397
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz