Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Деревянная храмовая архитектура Кемского и Кольского уездов в XJX в.: тенденции и особенности уезда было немало последователей секты «ушковайзет», учение которой имело много общего с лютеранством. К концу XIX в. количество самостоятельных приходов увеличилось до 29. В них находилось 35 приходских и 7 приписных храмов (только один из них был каменным), а также около 50 часовен. В Кольском уезде на территории площадью более 5,5 тыс. км2 про­ живало всего 7500 человек. Население составляли в основном русские, а также лопари, зыряне, самоеды и иностранные колонисты. В отличие от Кемского уезда, в южной части которого практиковалось земледелие, жи­ тели Кольского уезда не занимались земледелием вовсе. Езда на колесах была почти повсеместно невозможна, поэтому мало кто держал лошадей - факт, значимый не только для сельского хозяйства, но и для строительства. Отсутствие сенокосных лугов не позволяло жителям держать и крупный рогатый скот. Положение духовенства здесь было немногим лучше, чем в Кемском уезде, и значительно зависело от удачи населения на промыслах; в конце столетия причты бедных приходов были обеспечены казенным жалованием. Миссионерская деятельность была весьма затруднительной из-за труднодо- ступности многих селений. На рубеже веков в 15 приходах Кольского уезда находилось 22 при­ ходских и 13 приписных храмов и около 20 часовен. Каменным был лишь собор в г. Коле. Для русских и колонистов храмы были устроены на побережье. В ста­ новищах были организованы приходы с отдельными причтами; в неко­ торые из них летом выезжали причты тех приходов, к которым становища были приписаны. Для двух тысяч лопарей к концу XIX века было открыто шесть при­ ходов. Их число можно было бы считать достаточным, но особенности ко­ чевой жизни коренных жителей уезда, подолгу находившихся вдали от приходских храмов, ставили на повестку дня вопрос об организации новых центров духовной жизни. Таким образом, суровые условия двух уездов и бедственное положение местного населения делали массовое каменное строительство на этой тер­ ритории бессмысленным и нерентабельным. Возведение новых храмов в дереве, в основном, по образцовым проектам, стало единственно обо­ снованным ответом на вызовы века. Обратимся к конкретным примерам. Характерной тенденцией, особенно проявившейся в XIX столетии в Кемском уезде, одним из средств миссионерской деятельности и при­ 397

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz