Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Татьяна Сергеевна Ковалевская личение объемов деревянного церковного строительства по образцовым проектам. Однако если в начале столетия строительство храмов по утверж денным образцам велось по инициативе государства и на казенные сред ства, то в означенный период заказчиком стало чаще выступать сельское сообщество при поддержке жертвователей из зажиточных крестьян. Не редко строительство финансировало и богатое купечество, получая особые привилегии за благотворительность *. Лейтмотивом заключительного этапа истории деревянной архитектуры XIX века стала массовая разборка старинных церковных зданий. Уничто жение древних храмов было приостановлено только в результате админи стративного предписания, которое фактически стало соблюдаться только в начале XX столетия. Безусловно, в разных частях губернии новации, вызванные импульсами эпохи, проявлялись неоднородно: их воплощение в строительной практике было связано с природными, политическими, социально-экономическими особенностями отдельных уездов. Что в XIX веке представляли собой в этом отношении Кемский и Кольский уезды - покрытые лесом, испещ ренные реками и озерами территории с неблагоприятным климатом, скуд ными почвами, огромными расстояниями между поселениями? По данным на конец столетия2, население Кемского уезда было пред ставлено преимущественно русскими; в западной части уезда проживали карелы. Жители уезда бедствовали: состоятельными были лишь рус ские поморы. Положение духовенства было незавидным: исходатайство ванное епархиальной властью жалование для священников и псаломщиков и оплата расходов на разъезды воспринимались как великое благодеяние. Состояние большинства приходских храмов также не было благополучным. Средства на их поддержание выделялись частными благотворителями, ока зывалась и государственная поддержка. Значительное влияние на жизнь Кемского уезда оказывал раскол, распространению которого способствовало, в том числе, малое количество приходов: до конца XVIII века их было только два. В расколе в последней трети XIX века состояла почти половина карелов, при этом многие, офи циально не считавшиеся раскольниками, храмы не посещали и не беспо коились об их состоянии. Кроме того, в граничащей с Финляндией части Бокарев А. В. Деревянное церковное зодчество Архангельской губернии XIX - начала XX века / / Деревянное зодчество: Новые материалы и открытия. Вып. IV М., СПб., 2017. С. 288. 2 Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. III. Ар хангельск, 1896. С. 108-111; 196-205. 396
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz