Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Виктор Викторович Коваль Рис. 4. Преподобный Варнава Ветлужский. Художник Н. Ю. Бурдастов, 1996 г. храмы без алтарных прирубов сохранились единично и закономерно вызывают интерес специалистов [1]. Вот некоторые их них: Ризпо- ложенская церковь (1485 г.) перевезенная в Кирилло-Белозерский музей-заповедник из села Бородава Кирилловского района Воло­ годской области, Никольская церковь (1602 г.) бывшей Муезерской Троицкой пустыни Соловецкого монастыря, Богоявленская церковь (1605 г.) в селе Челмужи Медвежьегорского района Республики Ка­ релия. Также отметим утраченный Петропавловский собор (1600 г.) в городе Повенце Медвежьегорского района Республики Карелия (Рис.1, 2, 3). Однако, Казанская церковь в Юрино и Ризположен- ская церковь из села Бородава - клетские, нас же интересует более близкое сходство, а именно - наличие «восьмерика на четверике». Исходя из этого, к прямым аналогам варнавинской церкви отнесем церкви в Челмужах, Повенце и на Муезере. Из перечисленных вы­ делим Никольскую церковь Муезерского монастыря как наиболее вероятный прототип Никольской церкви в Варнавино. Они отлича­ ются разными пропорциями: в Варнавинской церкви доминировал шатер (он занимал всю площадь четверика, и не позволял выделить алтарь внешне), в Муезерской церкви преобладает четверик (вось­ мерик с шатром смещены к западу, и алтарь смотрится если не само­ стоятельным объемом, то по крайней мере полностью не «сливается» с храмом). Названные храмы Русского севера - Богоявленская цер ­ ковь в Челмужах [2], Никольская церковь на Муезере [3] - памят­ ники хрестоматийные, их архитектурные особенности освещены достаточно подробно. Относительно недавно введенный в научный оборот П етропавловский собор в Повенце также известен среди специалистов [4]. Варнавинская же церковь практически не изучена и малоизвестна. Попытаемся восполнить этот пробел. 382

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz