Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
А. Б. Бодэ, И. В. Воеводин, О. А. Зинина удалено в связи с постройкой в начале XIX в. Благовещенской церкви, по ставленной близко к западной стене собора. Это предположение небезос новательно. Основной вход в храм должен быть с западной стороны. Нам не известно ни одного крупного центрического храма, подобно Кольскому собору, который имел бы входы с севера и юга и не имел бы входа с за пада. Поэтому на реконструкции показано три крыльца. Окна, изображенные на рисунке Шешенина и повторенные на ри сунках Жуковского, вполне правдоподобны. На соборе они были двух типов: одинарные или сдвоенные. Одинарные окна обрамлены четырьмя брусками. Над верхней перемычкой окна снаружи показаны козырьки на кронштейнах. Все эти решения деталей вполне соответствуют приемам XVII в. Соборная колокольня представлена историческими источниками крайне скудно. Судя по планам города Колы, она имела квадратное основание. На гравюре 1797 г. изображена только ее верхняя часть, где она выглядит восьмигранной, с шатровым завершением и закрытым ярусом звона с не большими окнами на гладких стенах. Г. Я. Мокеев изобразил срубное ос нование колокольни в виде высокого восьмерика на низком четверике. Это наиболее распространенное в целом на Русском Севере решение срубов колоколен. Однако колокольни типа «восьмерик на четверике» в По морье и в устье Онеги в своем большинстве обладали иными пропор циями. Примером того, колокольни XVIII-XIX вв. в Пурнеме, Малошуйке, Унежме, Кушерецком, Ворзогорах, Нименьге, Нижмозере, Чекуеве, Усть- Коже. Аналогичными пропорциями основания отличались и поздние ко локольни в Неноксе и Конецдворье. Исходя из этого, мы с уверенностью полагаем, что сруб колокольни Кольского собора состоял из низкого вось мерика на высоком четверике. Кроме того, многие из поморских колоколен имели декоративные ко кошники над углами четверика. В XIX в. при ремонтах их нередко удаляли или заменяли на более упрощенные декоративные формы. Кокошники были на многих шатровых церквях Поморья (в селах Пурнема, Нижмо- зеро, Конецдворье, Усть-Кожа). Это говорит о том, что устройство ко кошников в сочетании с храмовым или колоколенным срубом в виде восьмерика на четверике составляло местную традицию. Велика вероят ность, что и колокольня в Коле имела на своем срубе декоративные ко кошники. Мы реконструируем их. Что касается яруса звона, то для русских традиционных колоколен наи более характерны открытые площадки обычно с перилами и ограждением 378
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz