Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Собор Воскресения Господня в городе Кола. Реконструкция архитектурного облика______ бревен галерей на разных постройках обычно составляют около 3 м. На редких церквях ширина галереи достигает 4,5 м. Среди них церковь Ио анна Предтечи 1694 г. в Ширково, Вознесенская 1752 г. в Конецгорье1. Поэтому в графической реконструкции собора мы неизбежно должны до бавить промежуточные консоли, а для сокращения чрезмерных выпусков консолей мы предлагаем дополнительные точки опоры и ставим глухие клети под галереи в местах примыкания крылец и клети во внутренних углах крещатого сруба, образуемые пересекающимися консолями. При мером постановки подобной клети под галереей является Дмитриев ская церкви 1784 г. в Верхней Уфтюге. С одной стороны, предлагаемые «усовершенствования» являются отступлением от рисунка Шешенина, с другой стороны, они, в соответствии со строительной логикой, делают конструкцию галереи более правдоподобной. Стены галереи на рисунке Шешенина показаны гладкими с ритмично стоящими столбами каркаса и небольшими окнами между ними. Потом Жуковский изобразил между столбами еще и горизонтально уложенные доски, но это было уже его домысливание. В исполнении, традиционном для русского деревянного зодчества, галерея с такими окнами должна иметь более сложный каркас с перекладинами под окнами и забиркой «в косяк». Стены норвежских деревянных церквей, в том числе на гале реях, выполнялись в основном из вертикально поставленных, подогнанных друг к другу досок. Окна на галереях, правда, располагались не по отдель ности, а блокировались в ряды. На стенах некоторых норвежских церквей выявлены стойки каркаса в виде толстых круглых бревен. Изображенные на рисунке Шешенина стены галереи по расположению окон похожи на русские аналоги, а по характеру поверхности они напоминают стены нор вежских церквей. На западном фасаде (на рисунке Жуковского) верхний марш лестницы закрыт вертикальными досками, что совсем непривычно для русских построек. Именно эта деталь склонила нас реконструировать стены галереи, состоящие из вертикально поставленных досок, как это де лалось на галереях норвежских церквей. Стойки каркаса мы изобразили тоже по-норвежски круглыми, поскольку эта форма органично вписыва ется в непрямые углы галереи. На рисунке Шешенина и на старинных городских планах собор показан с двумя крыльцами - с севера и с юга. Г. Я. Мокеев предположил, что пер воначально с западной стороны было еще одно крыльцо, но оно было Забелло С., Иванов В., Максимов П. Указ. соч. Илл. 247-250. 377
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz