Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
А. Б. Бодэ, И. В. Воеводин, О. А. Зинина трети XVI в. из села Передки и Преображенская 1786 г. в Турчасово. Галерея в Турчасово стоит на рубленом основании на земле, а галерея церкви в Передках держится на консолях подобно галерее Кольского со бора. Насколько нам известно, храмовые галереи при перестройках не видоизменялись. Они либо просто удалялись, либо обшивались тесом, а консоли при необходимости подпирались столбами. Случаев, когда га лерею заменяли на новую с изменением конфигурации плана, нам не из вестно. Что касается изображения собора на городских планах, то на них он показан очень мелко, и к тому же, если смотреть план на уровне по дошвы здания, то он и должен быть прямоугольным. Исходя из выше сказанного, представляется, что галерея по своей конфигурации плана изображена Шешениным правдоподобно. Однако конструкция галереи изображена очень странно. Ее основание внешне состоит из наклонных бревенчатых стен, врубленных между вы сокими консолями. Г. Я. Мокеев полагает, что так было, и как аналог по добных конструкций приводит устои известного бревенчатого моста через реку Кену. Опоры этого моста в верхней части расширялись за счет консолей в обе стороны по направлению моста. Однако консоли Ке- норецкого моста не так велики, как они изображены у собора. К тому же такие конструкции на мосту работают, взаимно уравновешивая друг друга, а на соборе, будучи утяжеленными наклонными стенами, создавали бы непомерную опрокидывающую нагрузку на консоли. Рассмотрим устройство аналогичных галерей. Галерею крещатой в плане Успенской церкви 1696 г. в Нелазском поддерживают такие же, как на соборе, высокие консоли. Они ступенчато подрезаны и между собой в верхней части имеют связь в виде одного бревна. Консоли менее высокой галереи Вознесенской церкви 1654 г. в Пияле, кроме верхней обвязки, связаны уже двумя бревнами, врубленными в концы консолей. Исходя именного из этого примера, можно предположить, что и на кон солях Воскресенского собора, отличавшихся величиной и большим вы носом, были такие же связи, но в количестве, допустим, трех-четырех штук. При восприятии конструкции галереи со стороны, они действи тельно могли создавать впечатление наклонных стен. Устройство галереи, изображенное Шешениным, в любом случае вы зывает сомнения. Судя по плану, пролет бревенчатой обвязки галереи по скошенным сторонам составляет 6,5 м, а расстояние между консолями на западной стороне достигает 8 м. Для бревен эти пролеты велики. Да и сама длина консоли в 4 -5 м кажется слишком большой. Выпуски 376
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz