Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Собор Воскресения Господня в городе Кола. Реконструкция архитектурного облика______ лицах1. Сходным решением верха обладает Сретенская церковь 1688 г. в Заостровье, первоначально имевшая не полицы, а близкое к позако- марному покрытие четверика. Невысокие шатры иногда сочетались с покрытием крещатыми бочками. Таковы церкви Никольская 1700 г. Чухченемского погоста (близ деревни Едома), Рождества Богородицы 1709 г. в Челмохте2. Все эти примеры относятся к бассейну Северной Двины, из устья которой лежит наиболее прямой путь в Колу. Стало быть, есть основания предполагать, что на Кольском соборе могли быть завершения в виде невысоких шатров с полицами. Кроме того, в изображенных Шешениным крышах собора можно уви­ деть образное сходство с завершениями европейских церквей шатра- ми-шпилями с широкими полицами. Правда, они обладают иными, чем на соборе в Коле, пропорциями - более вытянутыми вверх. Таковы за­ вершения церквей в Хере (XII в.), Квернесе (XIV, XVII в.), Редвене (XIV, XVII в .) 3. Подобные завершения на некоторых церквях сочетаются че­ тырьмя башенками по углам, например, на церквях в Луме (XII, XVII в.), Рингебю (XIII в.), Boro (XVII в .)4. В композиции завершений Кольского собора (по Шешенину) ведущую роль играет пятиглавие, характерное для русских храмов, но в самих формах крыш, действительно, прослежи­ вается параллель с норвежскими образцами. Шатры и главки Воскресенского собора на рисунке Шешенина по­ казаны покрытые полностью лемехом. Аналогичное покрытие было широко распространено на северодвинских церквях. Лемехом покры­ вались шатры, бочки, восьмигранные пучины, но пологие части кровли, такие как полицы, покрывались тесом. Лемеховые кровли преобладают и на североевропейских деревянных церквях, где подобным образом покрывались иногда и стены. Тесовые кровли на церквях там почти не применялись. Наличие лемеховых кровель на Кольском соборе не про­ тиворечит аналогам, но обратим внимание на форму лемешин. А. К. Шешенин изобразил лемех несколько условно, закругленными линиями. Больше всего это похоже на лемех с закругленным нижним 1 М. В. Красовский. Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество. Пг, 1916. Ре­ принт. СП б, 2005. С. 274. 2 ИИАК. Вып. 41. СП б, 1911. С. 12. 3 Наиболее обстоятельное и системное рассмотрение архитектуры скандинавских деревян­ ных церквей на русском языке представлено в книге: Ходаковский Е. В. Деревянные мачтовые церкви средневековой Норвегии. СП б, 2015.С. 152,204,208. 4 Ходаковский Е. В. Указ. соч. С. 116,166-167,224. 369

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz