Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Собор Воскресения Господня в городе Кола. Реконструкция архитектурного облика______ лицах1. Сходным решением верха обладает Сретенская церковь 1688 г. в Заостровье, первоначально имевшая не полицы, а близкое к позако- марному покрытие четверика. Невысокие шатры иногда сочетались с покрытием крещатыми бочками. Таковы церкви Никольская 1700 г. Чухченемского погоста (близ деревни Едома), Рождества Богородицы 1709 г. в Челмохте2. Все эти примеры относятся к бассейну Северной Двины, из устья которой лежит наиболее прямой путь в Колу. Стало быть, есть основания предполагать, что на Кольском соборе могли быть завершения в виде невысоких шатров с полицами. Кроме того, в изображенных Шешениным крышах собора можно уви деть образное сходство с завершениями европейских церквей шатра- ми-шпилями с широкими полицами. Правда, они обладают иными, чем на соборе в Коле, пропорциями - более вытянутыми вверх. Таковы за вершения церквей в Хере (XII в.), Квернесе (XIV, XVII в.), Редвене (XIV, XVII в .) 3. Подобные завершения на некоторых церквях сочетаются че тырьмя башенками по углам, например, на церквях в Луме (XII, XVII в.), Рингебю (XIII в.), Boro (XVII в .)4. В композиции завершений Кольского собора (по Шешенину) ведущую роль играет пятиглавие, характерное для русских храмов, но в самих формах крыш, действительно, прослежи вается параллель с норвежскими образцами. Шатры и главки Воскресенского собора на рисунке Шешенина по казаны покрытые полностью лемехом. Аналогичное покрытие было широко распространено на северодвинских церквях. Лемехом покры вались шатры, бочки, восьмигранные пучины, но пологие части кровли, такие как полицы, покрывались тесом. Лемеховые кровли преобладают и на североевропейских деревянных церквях, где подобным образом покрывались иногда и стены. Тесовые кровли на церквях там почти не применялись. Наличие лемеховых кровель на Кольском соборе не про тиворечит аналогам, но обратим внимание на форму лемешин. А. К. Шешенин изобразил лемех несколько условно, закругленными линиями. Больше всего это похоже на лемех с закругленным нижним 1 М. В. Красовский. Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество. Пг, 1916. Ре принт. СП б, 2005. С. 274. 2 ИИАК. Вып. 41. СП б, 1911. С. 12. 3 Наиболее обстоятельное и системное рассмотрение архитектуры скандинавских деревян ных церквей на русском языке представлено в книге: Ходаковский Е. В. Деревянные мачтовые церкви средневековой Норвегии. СП б, 2015.С. 152,204,208. 4 Ходаковский Е. В. Указ. соч. С. 116,166-167,224. 369
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz