Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Собор Воскресения Господня в городе Кола. Реконструкция архитектурного облика______ претировать его завершения как кубоватые. Хотя у П. Н. Максимова и А. В. Ополовникова, видимо, все же были сомнения, и они изображали центральный храм завершенным кубом, а придельные храмы - низкими шатрами'. Г. Я. Мокеев изобразил собор с тремя одинаковыми кубова- тыми верхами2. В пользу кубоватых завершений имеется немало аргументов. Все известные поморские и поонежские деревянные храмы, имеющие в основании высокие четверики или высокие четверики на крещатом основании, завершались кубами. Церкви с кубоватыми покрытиями в по­ следней трети XVII в. были преобладающим типом храма в нижнем По­ онежье и в западной части Поморья. Единственное изображение собора в атласе 1797 г., сделанное еще во время его существования, не исключает наличия кубоватых завер­ шений, но вместе с тем и не дает ясного представления о том, какими были формы его верха. Оно определенно свидетельствует лишь о том, что собор завершался множеством глав. А. К. Шешенин, рисовавший не с натуры, мог изобразить соборные завершения несколько по-своему, с отступлением от действительности. Хотя на его рисунке присутствует деталь очень характерная для кубоватых церквей конца XVII в.: декора­ тивные кокошники в основании глав. И наконец, Благовещенская церковь, построенная в начале XIX в., когда собор еще существовал, имеет необычное для каменного храма завершение, напоминающее кубоватое. Оно могло появиться как повто­ рение ближайшего образца, и его тоже можно рассматривать как кос­ венное свидетельство, что на соборе были кубоватые покрытия. Действительно, весьма вероятно, что Кольский собор имел кубоватые завершения. Вариант графической реконструкции собора с кубоватыми верхами предложен и нами. Формы куба на основном и придельных храмах показаны разными, исходя из некоторых различий, заметных на рисунке Шешенина, а также из композиционно-художественных со­ ображений. Форма центрального куба, более вытянутая вверх, взята с церкви в Шуерецком, а боковые кубы скопированы с церкви в Ку- шереке. Кровли кубов мы изобразили сделанными из гонта, поскольку не известно ни одного примера кубоватого завершения, покрытого ле­ мехом. Величины глав изображены не по рисунку Шешенина, где самые 1 Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. Илл. 41” ; О п о­ ловников А. В., Ополовникова Е. А. Древний Обдорск и заполярные города-легенды. М., 199S. С. 240. 2 Мокеев Г. Я. Указ. соч. С. 37-40. 367

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz