Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Светлана Адиковна Дячок академии вплоть до ее закрытия в 1918 году, был автором многих книг, являлся членом-корреспондентом РАН. Иван Иванович Бриллиантов (1870-1931) также работал в Санкт-Пе- тербургской духовной академии - помощником инспектора, преподавал в двух духовных училищах, но душой был всегда привязан к родным ме­ стам и северным монастырям. Он прославился созданием и опублико­ ванием в 1899 году первой и лучшей истории Ферапонтова монастыря: «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место зато­ чения патриарха Никона». Так к 500-летию монастыря Ферапонтово об­ рело своего летописца. Благодаря своему образованию и краеведческим знаниям И. И. Брилли­ антов один из первых предположил принадлежность фресок монастыря кисти московского иконописца Дионисия, расписавшего ранее Успенский собор Московского Кремля. Однажды на дверце Богородичного собора он увидел и расшифровал церковнославянскую вязь, из которой следо­ вало, что храм расписал некий иконник Дионисий с сыновьями, и что работы завершены за 34 дня в сентябре 1502 года. Знаток русской ико­ нографии Василий Тимофеевич Георгиевский, объезжая северную глухо­ мань, подтвердил историческую значимость собора и сопоставимость его с творениями итальянского Возрождения. Ферапонтов монастырь теперь всемирно знаменит, входит в список памятников, охраняемых ЮНЕСКО. Фильм «Дионисий», созданный вологодскими кинодокументалистами, - лауреат Государственной премии в области литературы и искусства за 2003 год. Тогда же, в начале XX века, в село Ферапонтово устремились иссле­ дователи, художники, начался сбор средств по восстановлению редкого сокровища. С тех пор знаток и дилетант, паломник и случайный путе­ шественник, студент-художник и мастер могут «общаться» с великим Дионисием. Дважды была там и я, с удовольствием впитывая мощь древ­ нерусского искусства и нежность, легкость, прозрачность (после снятия налета) красок Дионисия. Исследования Ивана Ивановича побудили игу­ менью Таисию на основание в Ферапонтовом монастыре женской оби­ тели, и в 1912 году там уже жили 85 насельниц, при них - 4 священника. Становление обители и реставрационные работы соседствовали рядом. Революция, годы красного террора и воинствующего атеизма сы­ грали роковую роль в семье моих предков. Благородная роль Комиссий по сбору и сохранению памятников церкви, где работал Иван Ива­ нович, постепенно угасла. В трудные времена братья Иван и Вениамин 342

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz